Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить примечание к статье 242 "Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) пунктом 2, в котором определяется понятие "порнографические материалы и предметы", а применительно к несовершеннолетним в примечании к статье 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" УК дается определение понятия "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних".
Идея законодательного закрепления понятий "порнографические материалы и предметы" концептуально поддерживается.
Это обусловлено тем, что проблема легального определения понятия "порнографические материалы и предметы" является одной из самых сложных проблем, возникающих в области уголовно-правовой борьбы с порнографией.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что в целях соблюдения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также недопущения противоречивой правоприменительной практики, правовая норма должна соответствовать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности.
В связи с этим необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом формулировки ("имитируемое человеком половое сношение или иное сопоставимое с половым сношением действие сексуального характера, включая действие, совершаемое в отношении животного или умершего человека", "реально совершаемое половое сношение", "семейная ценность" и "натуралистическое изображение") вышеуказанным требованиям в полной мере не отвечают, что может привести к неоднозначному толкованию и произвольному применению данной нормы.
Кроме того, положения пункта 2 примечания к статье 242.1 УК в редакции законопроекта не являются достаточными гарантиями прав лиц, изготовивших и (или) осуществляющих хранение без цели распространения и без намерения использовать в сексуальных целях, имеющих "семейную ценность", фото-, кино- и видеоизображений несовершеннолетних, но одновременно являются основанием для привлечения к уголовной ответственности, например, родителей, законных представителей несовершеннолетних, осуществляющих хранение таких материалов, но не имеющих отношения к их изготовлению (фотографию мог сделать родственник или знакомый).
При этом необходимо учитывать, что за хранение, а также за изготовление без целей распространения порнографических материалов и предметов с изображениями совершеннолетних лиц уголовная ответственность не установлена.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до принятия в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.