Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" - внесен депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, Д.В. Саблиным, Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым, О.Л. Михеевым, О.М. Казаковой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 января 2013 года (выписка из протокола N 73, п. 40) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" (в части легального определения правовых понятий и расширения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, Д.В. Саблиным, Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым, О.Л. Михеевым, О.М. Казаковой.
1. Законопроект направлен на защиту несовершеннолетних от вовлечения и использования детей в производстве и обороте порнографии, а также на криминализацию хранения материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в личных целях, без цели ее распространения, рекламирования и демонстрации.
Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества зарегистрированных фактов незаконного изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ). Так, в 2008 году было зарегистрировано 223 таких преступления, в 2011 году - 379, а в 2012 году их количество составило уже 554.
2. Законопроектом предлагается:
1) закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации (примечания к статье 242 и к статье 242.1) максимально полных и чётких определений понятий "порнографические материалы и предметы", "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних", содержащих критерии их отграничения от смежных понятий;
2) расширение в соответствии с международными стандартами перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путем установления уголовной ответственности за хранение, перемещение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних через Государственную границу Российской Федерации без цели их распространения, публичной демонстрации или рекламирования (новая редакция части второй статьи 242.1 УК РФ).
Данные вопросы были предметом обсуждения на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года.
3. Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и отмечает следующее.
Как усматривается из пояснительной записке, правоприменительная практика в сфере борьбы с вовлечением и использованием детей в производство и оборот порнографии осложняется тем, что в российском уголовном законодательстве до сих пор отсутствуют законодательные определения понятий "порнографическая продукция", "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних" (так называемая "детская порнография"). Наряду с этим, закрепление дефиниции термина "детская порнография" в национальном законодательстве государств-участников рекомендовано Факультативным протоколом N 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Рекомендацией Rec (2001) 16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации от 31 октября 2001 года и Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 года.
Кроме того до настоящего времени в российском законодательстве не криминализировано хранение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в личных целях, без цели ее распространения, рекламирования и демонстрации, что стимулирует спрос на детскую порнографию и, как следствие, расширение ее производства. В то же время ответственность за простое владение детской порнографией предусмотрена уголовным законодательством около 55 государств.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до принятия в первом чтении, полагая, что существует необходимость в уточнении предлагаемых законопроектом формулировок.
Верховный Суд Российской Федерации поддерживает концепцию проекта федерального закона, с учетом высказанных замечаний, что отражено в Официальном отзыве от 24.08.2012 г. N 2-ВС-4337/12.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества концепцию представленного проекта федерального закона поддержал (Официальный отзыв от 5.02.2013 года).
В связи с изложенным, Комитет отмечает, что в законопроекте имеются положения, требующее доработки при подготовке его ко второму чтению: уточнение формулировок в примечаниях, устранение имеющихся нарушений юридической техники (внутренняя конструкция статьи 242.1 УК РФ не согласуется с обычным правилом построения норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым структурные единицы статьи - части должны располагаться от менее тяжкой к более тяжкой). Так за совершение деяния, предусмотренного частью 1 статьи 242.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового, в то время как проектируемая часть 2 статьи 242.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.
Настоящее заключение подготовлено с учетом рекомендаций парламентских слушаний от 6 декабря 2012 года "Совершенствование законодательства о защите детей от сексуальной эксплуатации".
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" (в части легального определения правовых понятий и расширения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, Д.В. Саблиным, Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым, О.Л. Михеевым, О.М. Казаковой, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.