Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 121990-6 "О внесении изменений в статьи 46 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части уточнения случаев выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованным лицам территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10.09.2012 г. (выписка из протокола N 43, п. 75) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 121990-6 "О внесении изменений в статьи 46 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается расширить перечень случаев, при которых выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится застрахованным лицам территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в следующих случаях:
- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом выплата указанных пособий осуществляется по месту регистрации страхователя через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя. Перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий, установлен статьей 13 Федерального закона N 255-ФЗ.
Вносимые законопроектом изменения позволят застрахованным лицам получать пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком) через территориальные органы Фонда и в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей отмечает, что вносимые изменения учитывают, в частности, трудности, с которыми застрахованные лица сталкиваются при получении пособий в связи с материнством. В комитет поступают многочисленные обращения по указанному вопросу. Усилия, которые требуется приложить для реализации своих прав на получение пособий не под силу большинству женщин в период беременности или после рождения ребенка. Без пособий и государственной поддержки оказываются женщины, которые особенно в них нуждаются.
Предоставление территориальным органам страховщика права выплаты указанных пособий застрахованным лицам позволит в большей мере обеспечить уровень социальной защищенности застрахованных лиц.
Вместе с тем, согласно законопроекту, условием для выплаты пособий является наличие вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу. Фактически застрахованные лица вынуждены будут проходить сложные, дорогостоящие и длительные судебные процедуры, также как они делают это и в настоящее время. Длительность подобного судебного разбирательства очевидна: для того, чтобы установить факт невыплаты работодателем пособия, суду будет необходимо направить запросы в налоговые органы, банки и так далее, сбор необходимой информации займет достаточно много времени.
В связи с этим комитет обращает внимание на необходимость в перспективе изменения механизма выплаты пособий по социальному страхованию: отказ от системы взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем); осуществление выплат пособий непосредственно территориальными органами Фонда.
В настоящее время пилотный проект по отработке такого механизма проводится в восьми субъектах Российской Федерации.
Внедрение указанного механизма позволит обеспечить правильность начисления пособий, избавит застрахованных граждан от зависимости от работодателя по выплате пособий, от необходимости обращаться в суды и службу судебных приставов, сократит конфликтные ситуации с работодателем, предоставит возможность самостоятельного выбора способа получения пособий (либо на банковский счет, либо почтовым переводом).
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей считает, что на основе анализа реализации указанного пилотного проекта применительно к выплате пособий по социальному страхованию в связи с материнством следует рассмотреть вопрос о возможности ускорения внедрения нового механизма назначения и выплаты пособий по социальному страхованию.
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 121990-6 "О внесении изменений в статьи 46 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.