Заключение Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур", вносимый в Государственную Думу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект направлен на обеспечение эффективного урегулирования спора путем использования обязательных примирительных процедур.
Правительство Российской Федерации предлагает продолжить работу над законопроектом с учетом замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 2 л.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Замечания по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур"
Законопроектом отвергается один из основополагающих постулатов Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) - осуществление медиативной деятельности на профессиональной основе специально подготовленными специалистами, поскольку проект предполагает исключение части 3 статьи 16 Закона о медиации.
Обоснования для принятия предлагаемого изменения, приведенные в пояснительной записке, не выглядят убедительными с учетом того, что участие в процедуре медиации медиатора, не осуществляющего данную деятельность на профессиональной основе, снизит качество и результативность процедуры медиации, а также увеличит риски злоупотреблений со стороны медиаторов.
Законопроектом предлагается дополнить Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК) новой статьей 138.4, вводящей процедуру судебного примирения. В существующей редакции законопроекта понятие медиации как разновидности посредничества и понятие судебного примирения формально разведены. Однако и та, и другая процедуры (наравне с переговорами и "иными" примирительными процедурами) являются разновидностями примирения сторон.
Согласно данной процедуре судебным примирителем может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающий участие в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование.
Между тем предоставление права заниматься медиацией лицам, не прошедшим дополнительное обучение по утвержденным Минобрнауки России программам, заложит основы для дискредитации института судебного примирения и нанесет ущерб институту медиации, находящемуся в стадии становления.
Кроме того, законопроектом не регулируется вопрос об ответственности судебных примирителей перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления ими указанной деятельности.
Пунктом 19 статьи 3 законопроекта предлагается статью 190 АПК изложить в новой редакции, предусмотрев положение о том, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы путем использования примирительных процедур.
Данное предложение вступает в противоречие с регулированием, предусмотренным нормой части 5 статьи 1 Закона о медиации, устанавливающей запрет на применение процедуры медиации к отношениям, затрагивающим публичные интересы.
Принимая во внимание действующую редакцию статьи 190 АПК, допускающую возможность примирения сторон экономического спора, возникшего из административных и иных публичных отношений, следует учитывать разъяснение о порядке применения данной нормы, содержащееся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому использование такой примирительной процедуры, как заключение мирового соглашения, может быть ограничено, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" также разъяснил, что поскольку производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, утверждение мирового соглашения по делам данной категории недопустимо.
Указанное ограничение обоснованно, поскольку правовые последствия такого рода отношений затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует дополнительных бюджетных ассигнований. В связи с этим законопроект предлагается дополнить соответствующей статьей, согласно которой финансовое обеспечение расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание арбитражных судов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.