Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур", внесенному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Указанный законопроект направлен на обеспечение эффективного урегулирования спора путем использования примирительных процедур.
В пояснительной записке отмечается, что "в законопроекте в целях предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора реализована гибкая и многоплановая модель содействия суда примирению сторон, которое может осуществляться в различных формах. Примирительная процедура может быть проведена по любому делу и на любой стадии арбитражного процесса по ходатайству сторон (стороны) или по предложению арбитражного суда при согласии сторон."
Данным проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс).
В частности, законопроектом предлагаются внести изменения, согласно которым при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения арбитражным судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
В настоящее время в соответствии со статьей 333.40 Кодекса при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
В то же время, принятие предлагаемых законодательных мер повлечет за собой расходы федерального бюджета в связи с тем, что при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до 70 процентов государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу. В связи с этим, принятие законопроекта потребует дополнительного финансирования системы арбитражных судов из федерального бюджета.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Вместе в тем в имеющемся заключении Правительства Российской Федерации к указанному законопроекту отсутствует позиция в отношении указанной выше законодательной меры.
Исходя из изложенного, Комитет считает необходимым отложить рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона N 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур" до получения заключения Правительства Российской Федерации, содержащего позицию в отношении положения пункта 1 статьи 2 указанного законопроекта.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.