Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 123258-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу регулирования расходов собственников жилых помещений многоквартирного дома на содержание и ремонт общего имущества дома), внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Митрофановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 123258-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что доля обязательных расходов на эксплуатацию лифтов и вывоз бытовых отходов в многоквартирном доме определяется исходя из числа лиц, проживающих в жилом помещении собственника, при этом собственники жилых помещений, расположенных на первых этажах многоквартирного дома, освобождаются от бремени расходов по эксплуатации лифтов.
Также, законопроектом предлагается внести изменения в части 3, 7 статьи 156 и часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся вопроса установления размера платы за ремонт общего имущества.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие изменение порядка принятия решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в части оплаты расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) являются общим имуществом и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в данном доме, при этом доля расходов на содержание общего имущества, бремя которых несет собственник помещений, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Расходы на содержание и ремонт лифтов и лифтовых шахт (в том числе и за техническое обслуживание) относятся к расходам по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которые обязаны нести все собственники помещений независимо от расположения таких помещений и количества проживающих граждан.
Данная позиция подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2005 года N ГКПИ05-588, в котором указывается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
При этом в соответствии со статьями 44-46 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании могут самостоятельно принять решение о невзимании платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов и лифтовых шахт, входящих в состав платы за содержание общего имущества, с жителей первых этажей многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую плата за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов не включена.
Поскольку услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Данная позиция подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N ГКПИ07-985, в котором указывается, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, законопроектом меняется методология расчета платы за услуги и работы по содержанию части общего имущества, к которому относятся услуги и работы по содержанию и ремонту лифтов и лифтовых шахт, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, при этом законопроектом не установлен порядок учета проживающих в жилом помещении лиц (в частности, следует ли учитывать временных жильцов, а также необходимо ли брать в расчет временно отсутствующих жильцов). Кроме того, нарушается принцип ответственности собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, заложенный в Гражданском кодексе Российской Федерации и Жилищном кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет отмечает актуальность поднятого вопроса, в части сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Полагаем, что его решение, в том числе механизм его реализации целесообразно урегулировать, включив плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в структуру платы за коммунальные услуги. Таким образом, плата за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов не будет включена в структуру платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, а, следовательно, не будет нарушаться принцип ответственности собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, заложенный в Гражданском кодексе Российской Федерации и Жилищном кодексе Российской Федерации.
Предлагаемые изменения, в части установления размера платы за ремонт общего имущества являются избыточными, поскольку в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателя жилого помещения и собственника жилого помещения уже включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Изменения, касающиеся порядка принятия решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в части оплаты расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не могут быть поддержаны Комитетом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а решение о расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Законопроект нуждается в серьезной юридико-технической доработке.
На законопроект поступило 73 отзыва от исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 29 из которых поддерживают законопроект, 12 - замечаний и предложений к законопроекту не имеют, 32 - законопроект не поддерживают.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 123258-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П.Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.