Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам от 30 октября 2012 г. N 3.1-06/2245
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятому Государственной Думой 19 октября 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) в соответствии с предметами своего ведения и отмечает следующее.
Проект рассматриваемого федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу 4 августа 2012 года Правительством Российской Федерации, 16 октября 2012 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении, 19 октября 2012 года - во втором и в третьем чтениях.
Рассматриваемый Закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Согласно действующей редакции пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:
в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в данном пункте обязательств.
В вышеуказанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации предписал, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности, предусмотренного пунктом 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отмена сроков исковой давности или закрепление в законе чрезмерно длительных сроков исковой давности в отношении возврата средств, полученных (пусть даже на льготных условиях) из государственного бюджета, означает возможность взыскания задолженности по таким гражданско-правовым сделкам в течение, по существу, не ограниченного конкретными рамками срока, а следовательно, создает неопределенность в правовом положении получателей этих денежных средств, что, в свою очередь, влечет неоправданное ограничение их имущественных прав, нарушение баланса публичных и частных интересов и в результате - нарушение конституционно-правового режима стабильности условий хозяйствования, выводимого из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2003 года N 5-П).
В связи с этим пунктом 1 статьи 1 Закона предлагается новая редакция абзаца первого пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса и по требованиям Российской Федерации устанавливается срок исковой давности в пять лет.
Статьей 3 Закона предусматривается, что пункт 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) применяется к требованиям, по которым общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, не истек на 1 января 2007 года, а также к требованиям, возникшим после 1 января 2007 года.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона, Бюджетный кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей 160.3, предусматривающей, что оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (статья 16.5).
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации Закон находится в ведении Российской Федерации и в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку содержит вопросы, касающиеся финансового регулирования и федерального бюджета.
Согласно заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации, Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.