Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 120809-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым, В.В. Трапезниковым, А.К. Луговым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается ввести запрет для отдельных категорий лиц, их супругов и несовершеннолетних детей иметь вклад (депозит), счет в иностранном банке на территории иностранного государства, иметь в собственности недвижимое имущество за границей, приобретать в собственность ценные бумаги иностранных компаний, а также установить обязанность по отчуждению этого имущества, ценных бумаг и закрытию счетов.
В пояснительной записке к законопроекту цель его принятия определена как "устранение правовых пробелов в части установления запретов", то есть не вполне четко. В то же время, исходя из того, что законопроект предусматривает внесение дополнений в Федеральный закон "О противодействии коррупции", может быть сделано предположение о его антикоррупционной направленности. Правительство Российской Федерации в целом поддерживает такую направленность.
При этом следует отметить, что введение дополнительных запретов для прохождения государственной службы может воспрепятствовать поступлению на государственную службу эффективных менеджеров и высококвалифицированных специалистов из негосударственного сектора.
Положения Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, декларируют формирование "профессиональной и открытой" системы государственной службы, подконтрольной институтам гражданского общества.
Развитие антикоррупционного законодательства должно быть направлено на формирование механизмов общественного контроля и повышение ответственности должностных лиц и служащих государственных органов и органов местного самоуправления за сокрытие информации о доходах и имуществе.
Кроме того, требует более детальной проработки вопрос о наличии в собственности лиц, указанных в представленном законопроекте, объектов недвижимости за пределами территории Российской Федерации. При этом важно учитывать, что значительное количество таких объектов, находящихся в странах ближнего зарубежья, может быть унаследовано указанными лицами ввиду близкого родства или свойства с гражданами этих стран, что никак не связано с коррупционными правонарушениями.
Следует также отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 июня 2012 года приняты в первом чтении внесенные Президентом Российской Федерации проекты федеральных законов, в соответствии с которыми указанные категории лиц обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, связанных с приобретением земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств. При этом данные проекты не предусматривают ограничений на приобретение имущества, если его стоимость соотносится с полученными законным путем доходами семьи служащего.
Правительство Российской Федерации считает, что законопроект нуждается в кардинальной доработке при подготовке ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.