Официальный отзыв Заместителя Председателя Верховного Суда РФ
на проект федерального закона N 120809-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона (далее - законопроект) рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьёй 289.1, в которой предусмотреть ответственность за нарушение установленного законом запрета для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, проходящих военную службу, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, следственного комитета Российской Федерации, работников органов прокуратуры Российской Федерации, государственных и муниципальным служащих, иметь вклад (депозит), счёт в иностранном банке на территории иностранного государства, и (или) иметь в собственности недвижимое имущество за границей, и (или) иметь в собственности ценные бумаги иностранной компании, открывать вклад (депозит), счёт в иностранном банке на территории иностранного государства, и (или) приобретать в собственность недвижимое имущество за границей, и (или) приобретать в собственность ценные бумаги иностранной компании.
Относительно концептуальной состоятельности законопроекта необходимо отметить следующее.
Современная уголовная политика направлена на отказ от избыточного уголовно-правового регулирования в сфере гражданско-правовых отношений. В таких условиях постановка вопроса о криминализации деяний уместна при наличии их общественной опасности, когда иные средства государственного реагирования оказались исчерпанными. При этом должны учитываться распространённость этих правонарушений, степень (объём) нарушений и их последствий, анализироваться меры государственного принуждения, способные восстановить социальную справедливость и предупредить совершение новых правонарушений.
Ввиду того, что до настоящего времени ограничения относительно наличия зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество для лиц, проходящих гражданскую и военную службу, (за исключением сотрудников органов федеральной службы безопасности) не установлены, делать вывод о целесообразности введения уголовной ответственности за нарушение этих ограничений представляется преждевременным.
По тексту статьи 289.1 УК РФ также имеются замечания правового характера.
Рассматриваемая новелла представляет собой норму с бланкетной диспозицией. Сами запреты предлагается ввести в российское законодательство этим же законопроектом.
Согласно статьям 1 и 3 законопроекта государственным (муниципальным) служащим, лицам, проходящим военную службу, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещено иметь имущество, ценные бумаги и счета за границей как в период прохождения службы, так и в течение трёх лет после увольнения лица с такой службы. В числе требований, адресованных к государственным (муниципальным) служащим и к лицам, проходящим военную службу, содержится требование "обеспечить закрытие счетов и (или) отчуждение недвижимого имущества и (или) ценных бумаг их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Поскольку в диспозиции проектной статьи 289.1 УК РФ не конкретизирован перечень обязанностей, за уклонение от выполнения которых устанавливается ответственность, то неясно, какие именно действия (бездействия) из перечисленных в статьях 1 и 3 законопроекта и в какой период времени совершённые, предлагается признавать уголовно наказуемыми. Таким образом, проектную статью 289.1 УК РФ нельзя признать отвечающей принципу формальной определённости закона.
Кроме того, размер штрафа (от пяти до десяти миллионов рублей), предусмотренный санкцией проектной статьи 289.1 УК РФ, не согласуется с положениями части первой статьи 46 УК РФ, согласно которой штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.
С учётом изложенного представленный законопроект в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не поддерживается.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.