Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике от 24 июня 2013 г. N 3.9-03/881
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесен Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 19 июня 2013 года.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Ответственный за рассмотрение Федерального закона в Государственной Думе - Комитет Государственной Думы по образованию, в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.
Федеральный закон разработан в целях приведения законодательных актов Российской Федерации в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
В принятом в первом чтении законопроекте предполагалось внести изменения в 102 федеральных закона. В настоящее время Федеральный закон вносит изменения в 161 федеральный закон, в том числе в Гражданский, Уголовный, Семейный и Трудовой кодексы Российской Федерации, федеральные законы "О языках народов Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные законодательные акты.
Ряд положений Федерального закона был существенно доработан после первого чтения, в том числе с учетом поправок членов Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике З.Ф. Драгункиной, Ю.Н. Солонина, Л.Н. Боковой, С.Е. Щеблыгина (17 поправок).
Большая часть изменений, вносимых в федеральные законы, направлена на унификацию мер социальной защиты обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, системы льгот и преимуществ, предоставляемых отраслевыми федеральными законами отдельным категориям граждан при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.
Существенные изменения внесены в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (статья 4.1). Уточнены положения Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", связанные с правом бюджетных и автономных научных учреждений быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) не только хозяйственных обществ, но и хозяйственных партнерств, в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Федеральный закон значительно расширяет права научных организаций по осуществлению образовательной деятельности, включая программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, а также дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения. К числу новелл данного Федерального закона относятся, в частности, его положения, предусматривающие создание Федеральной информационной системы государственной научной аттестации.
В Федеральном законе модернизированы положения, касающиеся признания ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве и подтверждения документов об ученых степенях и ученых званиях по аналогии с механизмом, предусмотренным Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Значительное внимание в Федеральном законе уделено вопросам организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников отдельных отраслей экономики и приведению "отраслевого" законодательства Российской Федерации в этой части в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральным законом внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, уточняющие положения, регулирующие вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением. Нормы, закрепляющие особенности регулирования труда педагогических работников в части установления правового статуса педагогических работников, приведены в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
С учетом изменения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере образования (в частности, это касается передачи полномочий по обеспечению государственных гарантий права на дошкольное образование субъектам Российской Федерации, уточнения полномочий в сфере дополнительного образования детей и т.д.) скорректированы соответствующие нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу согласно части 2 статьи 163 с 1 января 2014 года.
У Правового управления Аппарата Совета Федерации имеется ряд замечаний, не препятствующих принятию Федерального закона.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Федеральный закон позволит комплексно урегулировать образовательные правоотношения и единообразно применять нормы законодательства различных отраслей после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 19 июня 2013 года.
Председатель Комитета |
З.Ф. Драгункина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.