Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" внесенный Правительством Российской Федерации (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) отмечает:
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения законодательных актов Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Законопроект предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и другие федеральные законы.
Большинство изменений, вносимых в указанные законодательные акты, обеспечивает приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Так, например, в законопроекте произведена замена понятия "школа" на "общеобразовательная организация".
Также законопроектом предусмотрено дополнение Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" нормами, регулирующими вопросы подготовки научных кадров в докторантуре.
Кроме этого, законопроектом вносятся изменения в федеральные законы, затрагивающие вопросы предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций, унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.
В то же время пунктом 7 статьи 3 предлагается внести в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" ежемесячную компенсацию в размере 35 рублей на питание обучающихся общеобразовательных организаций, если они не посещают общеобразовательную организацию в период образовательного процесса по медицинским показаниям, а также ежемесячную компенсацию в размере 180 рублей на питание обучающихся дошкольных образовательных организаций, если они не посещают дошкольную образовательную организацию по медицинским показаниям. Предлагаемый размер компенсации никак не соотносится с фактическими затратами на питание обучающихся. Так, еще в редакции закона от 1992 г., предлагалась ежемесячная выплата компенсации, равной средней стоимости питания в школах и детских дошкольных учреждениях, если дети их не посещают, в размерах, устанавливаемых местными Советами народных депутатов.
Статьей 29 законопроекта предлагается внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменения и обязать органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами здравоохранения обеспечивать получение инвалидами общедоступного и бесплатного образования. При невозможности осуществлять образование детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо обеспечивать получение общего образования детьми-инвалидами на дому. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на получение общего образования на дому, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" положение о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования, в том числе и бесплатное медицинское обслуживание до окончания обучения. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках которой предоставляются:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Для защиты прав ребенка ст. 51 законопроекта предусмотрено внесение в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" изменений, допускающих реконструкцию, модернизацию, изменение назначения или ликвидацию объекта социальной инфраструктуры для детей только при наличии предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи.
Законопроект предусматривает расширение статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части законодательного регулирования подготовки специалистов по программам интернатуры. Так, программы интернатуры относятся к образовательным программам высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации). Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год. Обучение по программам интернатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Интернами являются лица, имеющие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре. Прием в интернатуру образовательных и научных организаций осуществляется на конкурсной основе. На интернов распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам высшего образования. Интерны, обучающиеся за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта, обеспечиваются государственными стипендиями.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает необходимым доработать ко второму чтению изложенные замечания, поддерживает концепцию проекта федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.