Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике от 25 декабря 2012 г. N 3.9-03/1724
по Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесен Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
Федеральный закон в соответствии с пунктами "а" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Федеральный закон разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования. Данный Федеральный закон является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования и определяет правовые, организационные и экономические основы системы образования в Российской Федерации.
Федеральным законом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством, такие как обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека, гражданина и отдельных категорий населения в сфере образования; обеспечение доступности и качества образования; определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования; право выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями; доступность обучения на родном языке; государственно-общественный характер управления образованием. Также регулируются вопросы переходного периода (например, в части приравнивания образовательных уровней (цензов) к уровням образования, предусмотренным данным Федеральным законом).
В Федеральном законе закреплен ряд механизмов, направленных на развитие системы образования:
расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане могут получать бесплатное образование (не только в государственных, но и частных образовательных организациях), расширяются возможности ведения образовательной деятельности коммерческими организациями; кроме того, в Федеральном законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность;
предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребенку доступа к дошкольному образованию: как в форме семейного образования, так и в образовательных организациях - не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей;
обучающимся предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее - в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
определены правовые основы экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
среднее профессиональное образование становится общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих (в настоящее время - это программы начального профессионального образования);
расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. Помимо основной программы профессиональной подготовки, вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Законодательную регламентацию получили центры профессиональных квалификаций.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации получения образования категориями лиц, требующими учета особенностей при получении ими образования: лицами, проявившими выдающиеся способности; иностранными гражданами и лицами без гражданства; лицами, осужденными к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей), либо в определенных сферах деятельности (в области обороны, безопасности, обеспечения законности и правопорядка; медицины и фармацевтики; искусства; физической культуры и спорта; транспорта).
Особое внимание в Федеральном законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Значительное внимание в законопроекте уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений - педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций.
Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, и вводятся обязательства по созданию условий для осуществления их профессиональной деятельности.
Закреплено правовое положение обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся стипендиального обеспечения, предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросов транспортного обеспечения.
Также закреплены права и обязанности родителей (законных представителей). Законодательно установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации и участие во всех видах обследования обучающихся; на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания.
Впервые на законодательном уровне предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Большое значение имеют нормы Федерального закона, обеспечивающие открытость образовательных организаций путем введения следующих механизмов:
участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности;
информационной открытости образовательных организаций для потребителя образовательной услуги.
Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике.
Вводятся процедуры независимой оценки качества образования, которые позволят специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в том числе определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствия ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг.
В Федеральном законе установлены нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования.
Одной из новелл Федерального закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность, учебный план, качество образования, отношения в сфере образования и т.д.). Это позволит унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.
Ряд положений Федерального закона был существенно доработан после первого чтения, в том числе с учетом поправок членов Совета Федерации. Всего от членов Комитета и членов Совета Федерации принято 137 поправок.
Так, в частности, были доработаны и уточнены следующие новеллы Федерального закона:
регламентация вопросов реализации образовательных программ посредством сетевой формы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, использования печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов;
установление понятия инклюзивного образования и регламентация вопросов организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, вопросов оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
закрепление положения о ежегодном представлении Правительством Российской Федерации доклада о реализации государственной политики в сфере образования Федеральному Собранию Российской Федерации;
установление размера оплаты труда педагогических работников не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные организации;
установление нормы об обязательности учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации и ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении;
установление гарантии, что размеры государственной академической стипендии, социальной стипендии, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, определяемые организацией, не могут быть меньше нормативов, установленных Правительством Российской Федерации, по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учётом уровня инфляции;
установление норм по сохранению права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
По мнению Комитета, принятие данных новелл улучшило Федеральный закон. В целом, принятие Федерального закона окажет позитивное влияние на развитие системы образования в Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 вступают в силу с 1 января 2014 года. Часть 6 статьи 108 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
У Правового управления Аппарата Совета Федерации имеется ряд замечаний, не препятствующих принятию Федерального закона.
Вместе с тем, по части 2 статьи 65 и части 8 статьи 66 Федерального закона отмечены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции. Так, учредители дошкольной образовательной организации, образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования вправе снизить устанавливаемый ими размер родительской платы за осуществление присмотра и ухода за детьми или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых ими случаях и порядке. Однако в Федеральном законе не определены критерии, которыми могут руководствоваться учредители образовательных организаций при установлении ими случаев и порядка снижения такой платы. После принятия настоящего Федерального закона, в целях устранения указанного фактора, Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо провести мониторинг правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Согласно финансово-экономическому обоснованию, финансовые последствия реализации норм Федерального закона составят:
(в ценах 2011 года, в млн. рублей) | ||||
N |
Мероприятие |
Уровень бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
2013 год |
2016 год |
1. |
Передача полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на уровень субъектов Российской Федерации |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
112355 |
112355 |
местные бюджеты |
-112355 |
-112355 |
||
2. |
Обеспечение общедоступности бесплатного дошкольного образования |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
45520 |
57685 |
3. |
Увеличение заработной платы педагогических работников |
федеральный бюджет |
26939 |
47358 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
247234 |
397792 |
||
4. |
Увеличение стипендиального обеспечения обучающихся за счет федерального бюджета |
федеральный бюджет |
4443 |
29144 |
5. |
Изменение численности студентов обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет федерального бюджета |
федеральный бюджет |
-15649 |
-41890 |
6. |
Обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета |
федеральный бюджет |
356 |
421 |
|
ИТОГО: |
федеральный бюджет |
16089 |
35033 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
405109 |
567832 |
||
местные бюджеты |
-112355 |
-112355 |
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
Председатель Комитета |
З.Ф. Драгункина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.