Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 декабря 2012 г. N 3.5-04/1585
по Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по предметам своего ведения отмечает следующее.
Указанный Федеральный закон инициирован Правительством Российской Федерации.
Названный Федеральный закон является основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим правовые отношения в сфере образования и направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования, включая усовершенствование её экономической деятельности, повышение конкурентоспособности и эффективности.
Представленным Федеральным законом закреплено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с данным Федеральным законом в сфере образования предусматриваются, в том числе, следующие значительные изменения:
- передаётся органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
- устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить (т.е. фактически - увеличить) уровень средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- увеличивается стипендиальное обеспечение обучающихся за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к данному Федеральному закону на его реализацию в 2013 году потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета (в ценах 2011 года) в размере 16,1 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в объёме 405,1 млрд. рублей.
В отношении средств местных бюджетов прогнозируется их бюджетная экономия: в 2013 году - 112,4 млрд. рублей.
В указанных расчётах учитываются:
- расходы бюджетов Российской Федерации в 2013 году на оплату труда педагогических работников образовательных организаций (в ценах 2011 года) - 274,2 млрд. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 26, 9 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 247,2 млрд. рублей;
- расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам для реализации программ дошкольного образования на общедоступной и бесплатной основе, которые составят 112,4 млрд. рублей без учета предусматриваемого Федеральным законом повышения уровня заработных плат педагогических работников образовательных организаций и при условии сохранения текущей численности воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- расходы федерального бюджета на реализацию положений Федерального закона в отношении стипендиального фонда с 1 сентября 2013 года - 4,4 млрд. рублей и иные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Рассматриваемым Федеральным законом установлено, что возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется путём предоставления им соответствующих субсидий.
Названным Федеральным законом предоставлено право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, доход от которых используется в соответствии с уставными целями. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также предоставлено право осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В указанном Федеральном законе содержатся нормы о предоставлении в Российской Федерации государственной поддержки образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, условия, размеры и порядок предоставления которой определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем Комитет отмечает, что указанная передача субъектам Российской Федерации полномочий по финансовому обеспечению получения дошкольного образования противоречит такому направлению государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации как создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан на общедоступное образование, включая дошкольное, в муниципальных образовательных учреждениях, а также принципам невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления и всесторонней поддержки местного самоуправления со стороны государства, изложенным в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1370.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что планируемое возложение согласно части 3 статьи 99 Федерального закона на бюджеты субъектов Российской Федерации обязанности по обеспечению (т.е. по её фактическому повышению) уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления противоречит установленному статьёй 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимо отметить, что названным Федеральным законом во время его прохождения в Государственной Думе во втором чтении в перечень расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации были добавлены следующие полномочия.
Так, рассматриваемым Федеральным законом установлено, что:
- обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях будет осуществляться посредством предоставления субвенций местным бюджетам (включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона). В настоящее время организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения, финансируемым за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях будет осуществляться посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, финансируемых за счёт средств местных бюджетов), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона). Необходимо отметить, что с момента предполагаемого вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. с 1 сентября 2013 года) и до 1 января 2014 года финансовое обеспечение указанного полномочия будет осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. При этом в указанный временной интервал органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление финансирования указанного полномочия предоставляют местным бюджетам соответствующие субвенции.
Необходимо отметить, что рассматриваемым Федеральным законом предусмотрено бесплатное предоставление услуги тифлосурдопереводчиков лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении ими образования в соответствующих образовательных учреждениях как за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт средств федерального бюджета, что может повлечь увеличение расходов указанных бюджетов.
Комитет также отмечает, что во время рассмотрения указанного Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении, членами Комитета А.В. Смирновым и В.А. Новиковым были внесены 12 поправок (11 из которых отклонены и 1 принята).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Учитывая большую социальную значимость представленного Федерального закона, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам полагает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.