Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 декабря 2012 г. N 3.8-04/2108
по Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, и сообщает следующее.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 3 августа 2012 года.
Федеральный закон представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт, разработанный в целях комплексной модернизации законодательства об образовании в соответствии с общими тенденциями социально-экономического развития страны и мировых тенденций развития образования. Он закрепляет основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации, исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Федеральный закон решает не только проблемы образования как одной из отраслей экономики, но и служит основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации и инновационного развития страны в целом.
Федеральный закон имеет стратегический и системный характер, ориентированный на длительную перспективу. Он хорошо структурирован: в нем содержится 15 глав (111 статей), всесторонне охватывающих всю отрасль образования.
В Федеральном законе сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании, прежде всего, в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями обучающегося, обучения на родном языке, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, государственно-общественного характера управления образованием.
Особое внимание в Федеральном законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Значительное внимание в Федеральном законе уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений - педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Допускается участие обучающихся и родителей в управлении образовательной организаций посредством создания советов обучающихся и советов родителей (статья 26).
Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, и вводится обязательства по созданию условий для осуществления их профессиональной деятельности (статья 47).
Закреплено правовое положение обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся стипендиального обеспечения, предоставления мест общежитиях, обеспечение учебниками, питанием, обмундированием, вопросов транспортного обслуживания. Статья 35 фиксирует основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.
Также закреплены права и обязанности родителей (законных представителей). Законодательно установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации и участие во всех видах обследовании обучающихся; на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания.
Федеральный закон соответствует вызовам современных потребностей общества, является чрезвычайно актуальным и имеет высокую социальную значимость.
Ряд положений Федерального закона были существенно уточнены при принятии его во втором чтении. К проекту рассматриваемого Федерального закона направлялись поправки членами Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанским, Ю.В. Смирновым, Т.В. Заболотной (13 поправок) и В.А. Фетисовым (14 поправок). Шесть поправок были приняты Государственной Думой.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства. Согласно заключению Правового управления в части 2 статьи 65 и части 8 статьи 66 Федерального закона учредители дошкольной образовательной организации, образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования вправе снизить устанавливаемый ими размер родительской платы за осуществление присмотра и ухода за детьми или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых ими случаях и порядке. Возможность снижения родительской платы для отдельных категорий лиц сама по себе не вызывает замечаний. Вместе с тем в Законе не определены критерии, которыми могут руководствоваться учредители образовательных организаций при установлении ими случаев и порядка снижения такой платы (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 65 Федерального закона). В отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся учредителями указанных образовательных организаций, такие нормы могут быть оценены как содержащие широту дискреционных полномочий (отсутствие условий или оснований принятия решения), определение компетенции по формуле "вправе", выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), что, в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, относится к коррупциогенным факторам и может быть устранено путем установления сроков, условий и оснований принятия соответствующих решений (например, определением категорий лиц, которым учредитель может установить сниженный размер родительской платы).
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), пункту "е" (установление основ федеральной политики в области культурного и социального развития) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также вопросы, которые согласно пункту "е" (общие вопросы воспитания, образования) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон, в соответствии с его статьей 111, вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых частями 2 и 3 данной статьи установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон в соответствии с пунктами "а" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального бюджета и финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.