Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" внесенный Правительством Российской Федерации (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) отмечает:
Законопроект "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации. Являясь основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования, он интегрирует в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования, включая широкий круг вопросов охраны здоровья обучающихся и особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.
Ключевым аспектом законопроекта является создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.
Одной из новелл законопроекта является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения. Например, дается определение "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья".
Особое внимание уделено условиям обучения таких лиц в обычных образовательных организациях с обеспечением возможности осуществления инклюзивного и интегрированного образования. Для этого уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления создаются необходимые условия получения качественного образования, включающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, специальные педагогические подходы, методы и способы общения в обстановке, максимально способствующей получению образования и социальному развитию.
Впервые на законодательном уровне в законопроекте выделены отдельные нормы, посвященные кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, использованию дистанционных образовательных программ и обучению по интегрированным образовательным программам, образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе.
В законопроекте закрепляются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование,
и уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (в т.ч. и программы ординатуры).
Законопроектом устанавливается то, что образование может быть получено в очной, очно-заочной и заочной формах обучения как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования).
В законопроекте вводится новое понятие "организации, осуществляющие образовательную деятельность", к которым относятся как образовательные организации, так и иные организации, осуществляющие обучение. В частности, предусматривается, что организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.
Законопроектом предусмотрено отнесение к компетенции образовательной организации создание в образовательной организации необходимых условий для работы медицинских организаций и осуществление контроля их работы. При этом образовательная организация вправе передать на договорной основе третьим лицам организацию оказания медицинской помощи. Предусмотрена норма о размещении сведений о медицинском обеспечении на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Создание условий и организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возложено на эти организации, а именно: оказание первичной медико-санитарной помощи, определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима занятий и продолжительности каникул, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Особое внимание уделено пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, созданию условий для занятий физической культурой и спортом, профилактике и запрещению курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ.
При этом организацию оказания медицинской помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, а в обязанность образовательной организации вменяется предоставление помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Важная новелла - норма о должностях медицинского персонала, предусмотренных штатным расписанием образовательной организации.
Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные организации, в том числе санаторные. Для таких детей образовательный процесс может быть также организован на дому.
Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для несовершеннолетних обучающихся, включающей в себя как коррекционно-развивающие занятия, так и комплекс реабилитационных медицинских мероприятий.
Статьей 45 проекта федерального закона прописано право родителей несовершеннолетних обучающихся получать информацию обо всех видах медицинских обследований, давать согласие, отказаться от их проведения, присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией.
В статье 49 законопроекта педагогическим работникам вменяется в обязанность при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Законопроектом предусмотрено прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра поступающими при приеме для обучения по основным профессиональным образовательным программам
Особое внимание в законопроекте уделено подготовке медицинских и фармацевтических работников, прописаны виды профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования:
- образовательные программы среднего профессионального образования;
- образовательные программы высшего образования;
- дополнительные профессиональные программы.
Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования, а также порядок организации и проведения практической подготовки разрабатываются и утверждаются Минздравом России.
Устанавливаются требования к договору, согласно которому осуществляется практическая подготовка медицинских и фармацевтических работников. Договор должен содержать условия участия обучающихся и работников образовательных и научных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций в образовательном процессе.
Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, организуется на безвозмездной основе. Практическая подготовка проводится:
- на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);
- на базе медицинских организаций;
- на базе организаций - производителей лекарственных средств, медицинских изделий, аптечных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.
Законопроектом предусматривается, что к освоению программ ординатуры на конкурсной основе допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Предусматриваться возможность поэтапного обучения определенным специальностям ординатуры, в рамках которого, по завершении освоения отдельных этапов, проводится итоговая аттестация с присвоением квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского или фармацевтического работника.
Согласно законопроекту, прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 декабря 2016 года. Норма соответствует положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и действует до истечения нормативных сроков освоения программ интернатуры лицами, уже зачисленными для такого обучения.
К педагогической деятельности по реализации образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования, допускаются работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре.
Следует отметить, что согласно статье 87 законопроекта "Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования" из 5-ти профессиональных образовательных программ согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" осуществляется медицинское и фармацевтическое образование:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура);
- программы дополнительного профессионального образования - повышение квалификации, профессиональная переподготовка, - в рассматриваемом законопроекте остаются 3 образовательные программы: среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования.
Обращает на себя внимание часть 3 статьи 6 законопроекта, гарантирующая общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.
Однако, в части 2 статьи 7 устанавливается, что федеральные органы государственной власти "вправе" обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.
В пункте 6 части 1 статьи 9 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования. В действующем Законе от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" государством гарантируется общедоступность и бесплатность "начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов".
Таким образом, предоставление государственной гарантии общедоступности и бесплатности получения среднего профессионального образования при отсутствии конкурса может привести к увеличению расходов федерального и муниципальных бюджетов. При этом закономерно предположение о сохранении риска дефицита мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и уменьшения их финансового обеспечения из-за необходимости предоставления бюджетных мест и сокращения объемов финансирования по договорам оказания платных образовательных услуг.
С учетом устранения отмеченных в заключении замечаний Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.