Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 335492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена"
Досье на проект федерального закона
Целью введения единого государственного экзамена было: объединение процедуры государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования и процедуры вступительных испытаний при поступлении в высшие учебные заведения, облегчение поступления в вузы абитуриентов, проживающих вдали от центральных городов, снижение коррупции при приеме в вузы в результате независимой и объективной конкурсной процедуры.
В настоящее время государственная итоговая аттестация сведена к сдаче двух экзаменов: по русскому языку и математике, что существенно снижает ее статус и значение.
Установлено, что сдача единого государственного экзамена является достаточно сильным стрессом, известны даже случаи самоубийств среди выпускников школ из-за получения неудовлетворительных результатов ЕГЭ. При этом определенная часть выпускников общеобразовательных школ не собирается получать высшее образование.
В связи с этим настоящим законопроектом предлагается установить, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена по желанию обучающегося. Если у обучающегося нет такого желания, то государственная итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. Однако при этом законопроектом устанавливается обязательность экзаменов не только по русскому языку и математике, но по литературе, а также, если это установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по иным предметам.
Смысл единого государственного экзамена заключается не в использовании тестоподобной формы, а в независимой от вуза конкурсной процедуре. Тестоподобная форма ЕГЭ наносит значительный урон качеству среднего общего образования, поскольку нацеливает школу не на развитие общекультурных и специальных способностей (компетенций) обучающихся, а на натаскивание их на успешную работу с тестами. Второе при этом исключает первое.
Законопроектом предлагается сделать контрольно-измерительные материалы - задания стандартизированной формы - лишь одним из средств, которые могут использоваться при проведении государственной итоговой аттестации и ЕГЭ, а при проведении экзаменов по гуманитарным предметам вовсе исключить использование заданий стандартизированной формы. При этом устанавливается, что экзамен по литературе проводится по выбору обучающегося в устной форме или в форме сочинения, а экзамены по истории и предметам образовательной области "обществознание" проводится в устной и (или) письменно форме.
В настоящее время, согласно части 6 статьи 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" указанные лица принимаются в высшие учебные заведения только по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования. Законопроектом предоставляется право лицам, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, проходить вступительные испытания в высшие учебные заведения также и в форме единого государственного экзамена.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена"
Принятие настоящего федерального закона не требует расходов из федерального бюджета и не изменяет финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена"
Приятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.