Электронная отчетность переходит на новую усиленную подпись
1 июля 2013 года ранее действовавший закон "Об электронной цифровой подписи"*(1) уступил свое место новому закону "Об электронной подписи"*(2). Однако из-за неготовности государственных контролирующих органов принимать усиленную квалифицированную подпись в текущую отчетную кампанию был оперативно принят Закон *(3) о продлении действия старого закона.
Итак, в связи с новациями в целом ряде электронных услуг будут использоваться две равнозначные электронные подписи: старая - цифровая и новая - усиленная квалифицированная. Их можно использовать:
- при представлении электронной отчетности (ФНС России, ПФР, ФСС России, Росстат, Росалкогольрегулирование);
- в системах документооборота с госорганами и предоставления госуслуг (Росимущество, ФСФР, Госуслуги, СМЭВ, Единый реестр доменных имен, ЕФРСБ и др.);
- в электронных торгах (с особыми условиями для госзакупок);
- в системах электронного документооборота.
Почему важно не затягивать с заменой ЭЦП?
На данный момент у всех ведомств подход следующий: спецоператоры связи, представляющие услуги в сфере электронной отчетности, с 1 июля должны работать только с усиленной квалифицированной электронной подписью. В свете нового закона госорганы сделают послабления для клиентов спецоператоров и позволят использовать в электронных взаимоотношениях электронную цифровую подпись. Но не далее как до 31 декабря 2013 года.
Основание - Закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(4). Насколько правомерно применять данный Федеральный закон к вопросу представления отчетности?
Основания у госорганов есть, так как сдать отчетность в электронном виде можно и через портал госуслуг (gosuslugi.ru), то есть, по сути, обязанность компании представлять отчетность является предоставлением ей государственной услуги со стороны налоговой и фондов. Виды электронной подписи для этих целей определяет постановление Правительства РФ "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"*(5). В документе поименованы две ЭП - простая и квалифицированная. Простая ЭП - это не сертификат, ее нельзя использовать для заверения таких данных, как отчетность. Круг замкнулся. В электронном документообороте необходимо использовать только квалифицированную подпись.
Статья 3 Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ
Чем утверждается новый порядок?
На данный момент официальный приказ *(6), касающийся электронного документооборота, есть только у ФНС России. У ФСС России по состоянию на 1 июля официального приказа не было, есть лишь проект. До конца года Фонд, скорее всего, его утвердит. Но на одном из июньских совещаний ФСС России с удостоверяющими центрами было однозначно сказано, что в отчетный период за 1-е полугодие 2013 года (с 1 по 15 июля) принимается только усиленная квалифицированная электронная подпись. Правда, теперь, после выхода в свет закона N 171-ФЗ, эту позицию чиновникам придется пересмотреть.
Территориальные органы госстатистики (Росстат) и региональные отделения Пенсионного фонда России также проводят все необходимые мероприятия для перевода программных комплексов на квалифицированную подпись для приема отчетности респондентов и страхователей начиная уже с июля 2013 года. А поэтому будут принимать отчетность, заверенную как новой, так и старой электронной подписью.
Более подробную информацию об отправке отчетности в электронном виде, заверенной усиленной квалифицированной подписью, в вашем регионе вы можете получить по телефону 8 (800) 333-8888 (звонок бесплатный).
В. Жуков,
старший специалист по технической поддержке
компании "Электронный экспресс"
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ
*(2) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
*(3) Федеральный закон от 02.07.2013 N 171-ФЗ
*(4) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
*(5) пост. Правительства РФ от 25.06.2012 N 634
*(6) приказ ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.