Комментарий к письму Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 27.03.2013 N ПС/11520/13
Заявка участника размещения заказа должна содержать документ, подтверждающий полномочия конкретного физического лица действовать от имени организации. Таким документом может быть копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность (директора, генерального директора и др.), дающую право действовать от имени участника размещения заказа без доверенности.
На практике нередки случаи, когда заявка отклоняется со ссылкой на то, что представленные организацией документы не подтверждают право подписавшего заявку человека действовать от имени юридического лица. В результате организация лишается возможности участвовать в конкурсе. Действия заказчика можно обжаловать в управлении федеральной антимонопольной службы. Комментируемое письмо, выпущенное данным ведомством, подсказывает, когда организации не стоит рассчитывать на удовлетворение жалобы.
В Письме ФАС РФ от 27.03.2013 N ПС/11520/13 сообщается, что если участником размещения заказа является общество с ограниченной ответственностью (ООО) и полномочия его генерального директора не продлены после истечения срока, предусмотренного уставом, то отказ в допуске к участию в торгах такому участнику является правомерным. Свой вывод компетентное ведомство обосновало следующим образом.
Единоличный исполнительный орган ООО (директор, генеральный директор и т.д.) избирается общим собранием участников на срок, определенный уставом общества (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). При этом закон не предусматривает обязанность ООО продлевать полномочия генерального директора после истечения предусмотренного уставом срока. Следовательно, в случае истечения срока полномочий руководителя ООО он обязан продолжать исполнение возложенных на него обязанностей до избрания нового единоличного исполнительного органа.
Однако Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) содержит нормы специального характера. Согласно им комиссия заказчика на момент рассмотрения заявки должна сделать вывод о наличии оснований для возможности заключения контракта с уполномоченным на то лицом (во избежание признания в будущем судом заключенного контракта недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГК РФ). При этом истребовать иные документы у участника размещения заказа или связаться с участником размещения заказа с целью проверки достоверности поданной им заявки комиссия заказчика не вправе.
Обратите внимание! В рассматриваемом письме территориальным органам ФАС указано на необходимость придерживаться представленной позиции при осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства о размещении заказов.
С учетом изложенного очевидно, что организации, готовящей документы для участия в торгах, нужно убедиться в том, что полномочия руководителя не истекли на момент подписания заявки. А если это произошло, необходимо дополнительно приложить копию документа (решения общего собрания участников ООО) о продлении исполнения обязанностей единоличного исполнительного органа. Это, конечно, не гарантирует того, что организация не может быть снята с участия в торгах, но позволит доказать соответствие заявки требованиям Закона о размещении заказов (постановления ФАС МО от 18.03.2011 N КА-А40/2011-11 по делу N А40-64979/10-145-356, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 N 09АП-5997/2011-АК по делу N А40-12093/10-92-713).
С.С. Кислов,
эксперт журнала "Строительство:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"