Порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги
От редакции:
В последнее время вышло довольно много различных нормативных актов, касающихся ценообразования на платные медицинские услуги. Однако в этом вопросе еще остается много сложностей и не всегда есть четкое понимание нюансов. Сегодня мы публикуем материал, посвященный этой теме.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Порядок установления цен на платные медицинские услуги относится к числу важнейших вопросов организации предоставления платных медицинских услуг государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения. Этот вопрос является, пожалуй, одним из наиболее спорных. Не случайно встречается большой разброс в подходах к этой проблеме:
- цены на платные услуги учреждения здравоохранения устанавливают самостоятельно;
- цены утверждают непосредственно органы власти различного уровня: федерального, регионального или органы местного самоуправления;
- цены утверждают специальные органы различного уровня, призванные заниматься вопросами ценообразования (комитеты по ценам, отделы цен и т.д.);
- цены утверждают органы управления здравоохранением различного уровня (министерства, комитеты, департаменты и т.д.).
А каков же на самом деле должен быть порядок утверждения цен на платные услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим правовые основы ценообразования.
Оказывая платные медицинские услуги, учреждения здравоохранения тем самым вступают в договорные отношения либо с самими пациентами, либо с организациями или лицами, их представляющими (действующими в их интересах).
В соответствии с действующим гражданским законодательством исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации - ГК РФ). Однако имеется достаточно много ограничений, не позволяющих учреждениям здравоохранения полностью реализовывать это право. Так, в соответствии со статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому, если в рамках предоставленных им полномочий государственными (муниципальными) органами установлен определенный уровень цен, то в прейскуранте должны быть указаны именно эти цены.
Итак, кто имеет право регулировать цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые бюджетными медицинскими учреждениями? Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая основа, посвященная проблеме регулирования цен. Рассмотрим сначала законодательные акты.
В пункте 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устанавливается, что "Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом... для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом".
Итак, порядок определения цены на платные услуги бюджетных учреждений устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Следует отметить, что эти полномочия должны быть закреплены в положении о соответствующем органе. То есть вышестоящий орган управления здравоохранением может и не иметь таких полномочий - они могут быть закреплены за органом исполнительной власти, отвечающим за экономические вопросы, за тарифную политику и т.д. Эти полномочия могут быть вообще ни за кем не закреплены - такие ситуации имеют место в целом ряде регионов. Тогда ни один орган власти не вправе регулировать эти вопросы и учреждения здравоохранения самостоятельно устанавливают цены на платные медицинские услуги.
Далее. Регулирование вопросов ценообразования может осуществляться различным образом: не обязательно путем установления цен. Это может быть утверждение методики ценообразования, уровня рентабельности, методических рекомендаций и т.д.
Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предполагает, что соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, устанавливается порядок определения платы при оказании платных услуг, только относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, предусмотренным его учредительным документом. В отношении других видов деятельности подобный порядок не устанавливается. Поэтому цены на платные немедицинские услуги учреждения здравоохранения устанавливают сами, а также на платные медицинские услуги, не относящиеся к основным видам деятельности.
В п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - Постановление N 1006) записано: "Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно".
Как видим, и здесь речь идет только о платных медицинских услугах.
Итак, в соответствии с Постановлением N 1006 порядок ценообразования на платные медицинские услуги бюджетных и казенных учреждений определяют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей.
А для автономных учреждений никто не устанавливает цены. Однако в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право на регулирование цен предоставлено органам местного самоуправления. Статья 17 указанного закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги предоставляемые муниципальными учреждениями. Это означает, что органы местного самоуправления на вполне законных основаниях могут претендовать на регулирование цен, оказываемых автономными муниципальными учреждениями здравоохранения.
Много вопросов возникает по поводу того, должен ли перечень платных услуг в прейскуранте соответствовать номенклатуре медицинских услуг? Такого требования не существует. Пункт 3 Постановления N 1006 определяет: "Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке".
Другой часто задаваемый вопрос: могут ли существовать разные цены на одни и те же медицинские услуги. Могут. Основанием для наличия разного уровня цен на одни и те же медицинские услуги могут быть следующие:
- разный уровень затрат, связанных с оказанием медицинской помощи в различных ситуациях;
- разный уровень затрат, связанных с организацией оказания медицинской помощи, что, как правило, выливается в различный уровень накладных расходов. Это, например, характерно для случаев оказания медицинских услуг за наличный и безналичный расчет; для оказания медицинской помощи с выездом и т.д.;
- различие контингентов, которым оказывается медицинская помощь. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения" устанавливает, что оплата оказанных медицинских услуг указанным контингентам производится по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. То есть, одна и та же платная медицинская услуга, оказанная сотрудникам МВД (за которых платит уполномоченный орган) и другим гражданам будет оплачиваться по разным по уровню ценам.
Добавим, что разными будут и цены на платные медицинские услуги, предполагающие разный уровень комфортности и/или сервисности (если комфортность и/или сервисность не вычленены из самого процесса оказания медицинских услуг и не оказываются как самостоятельные услуги).
Обычно всех интересует, какую позицию в вопросах ценообразования на платные медицинские услуги занимает Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Для федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву России, Приказом министерства от 29 декабря 2012 г. N 1631н "Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации", установлено (п. 5 Порядка) следующее: "Перечень оказываемых учреждением платных медицинских услуг, предусмотренных пунктом 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006, цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения в перечень платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги утверждаются приказом учреждения". То есть Минздрав России предоставил подведомственным учреждения право самостоятельно решать вопросы ценообразования. Это можно рассматривать как позитивное решение.
Правда, несколько смущают рекомендации предусматривать рентабельность не более 20%. Тем более на фоне указанной в Порядке необходимости анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них. Это может привести к серьезному отклонению уровня рентабельности от 20%. Тем не менее, 20% - это только рекомендации, учреждения имеют право отходить от этого уровня. Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что многие проверяющие рассматривают рекомендации как жесткое требование, которое нельзя нарушать. Поэтому во избежание конфликтов с вышестоящими и проверяющим органами следует проводить вышеуказанный анализ рыночных предложений, который и может послужить основой (обоснованием) установления в необходимых случаях рентабельности на уровне выше 20%.
Мы коснулись только некоторых вопросов, связанных с ценообразованием на платные медицинские услуги, и будем еще возвращаться к этой теме.
Ниже приводится упомянутый выше Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. N 1631н.
Приказ
от 29 декабря 2012 г. N 1631н
"Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения российской федерации"
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru