Расторжение контракта в одностороннем порядке стало возможным
7 июня 2013 года приняты и вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом N 114-ФЗ*(1) в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках). Согласно этим изменениям государственный (муниципальный) контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. О том, какова процедура расторжения договора в данном случае, читайте в статье.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о государственных закупках законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ.
Статья 450 ГК РФ предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения договора.
Что касается законодательства о размещении заказов, то до введения Федерального закона N 114-ФЗ оно предусматривало лишь два случая расторжения контракта (старая редакция п. 8 ст. 9 Закона о государственных закупках):
- по соглашению сторон;
- по решению суда.
Иными словами, существовало противоречие между указанными нормативными актами, тогда как Закон о государственных закупках призван лишь дополнять гражданское законодательство, а никак не ограничивать его.
С принятием Федерального закона N 114-ФЗ противоречие устранено. Согласно действующей редакции п. 8 ст. 9 Закона о государственных закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Процедура расторжения государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения подробно описана в ст. 19.2, которой Федеральный закон N 114-ФЗ дополнил гл. 1 Закона о государственных закупках.
Правила расторжения контракта в одностороннем порядке
Согласно ст. 19.2 Закона о государственных закупках расторжение государственного (муниципального) контракта возможно в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта как заказчиком, так и исполнителем (поставщиком, подрядчиком). Рассмотрим, каковы правила расторжения контракта.
Если стороной, принявшей решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, является заказчик. Отметим, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, при условии что это было предусмотрено контрактом. Напомним, согласно ст. 450, 523 ГК РФ отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке заказчик может, например, в случае нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.
До принятия указанного решения заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) с привлечением экспертов, экспертных организаций. Если такая экспертиза была проведена, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что в заключении эксперта (экспертной организации) будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для решения об отказе от исполнения контракта (п. 1-3 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
На следующий день после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан сообщить об этом решении на официальном сайте и уведомить поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием любых средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Направить такое уведомление поставщику (исполнителю, подрядчику) заказчик может, например:
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, или телеграммой;
- по факсу;
- по электронной почте.
Датой уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. Если нет возможности получить подтверждение или информацию, поставщик (исполнитель, подрядчик) признается уведомленным через тридцать дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По истечении десяти дней с даты уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта данное решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым (п. 5 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
Стоит отметить, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан отменить, если поставщик (исполнитель, подрядчик) в течение десятидневного срока с даты уведомления:
- устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для его расторжения;
- компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Однако правило об отмене заказчиком решения отказаться от исполнения контракта не применяется, если случай нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта не единичный (то есть при повторном нарушении).
Исходя из п. 7 ст. 19.2 Закона о государственных закупках, помимо случаев нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, а также других случаев, предусмотренных гражданским законодательством, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ситуации, когда в ходе исполнения контракта обнаружено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией (документацией об аукционе) требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе разместить заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта (п. 6.1 ст. 42 Закона о государственных закупках).
При этом стоит принимать во внимание, что если до расторжения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, то при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара (объема выполненной работы, оказанной услуги) по расторгнутому контракту. Цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги (п. 8.5 ст. 9 Закона о государственных закупках).
Если стороной, принявшей решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, является поставщик (исполнитель, подрядчик). Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять только в том случае, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 9 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
О своем решении поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия решения, уведомить заказчика. Способы уведомления заказчика аналогичны названным выше способам уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика). Датой уведомления заказчика признается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику данного уведомления.
Через десять дней с даты уведомления поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта решение поставщика (исполнителя, подрядчика) о таком отказе вступает в силу и контракт считается расторгнутым. При этом поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить свое решение, если в течение десятидневного срока с даты уведомления заказчика о его принятии устранены нарушения условий контракта (п. 11, 12 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения контракта заказчик размещает заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являвшихся предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями Закона о государственных закупках (п. 8.4 ст. 9 Закона о государственных закупках).
Обратите внимание! При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, служащими основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 13 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
Признание поставщика недобросовестным при расторжении контракта с ним в одностороннем порядке
В соответствии с п. 8 ст. 19.2 Закона о государственных закупках сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), а также принятое решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 6 ст. 19 Закона о государственных закупках).
Уполномоченный государственный орган, в свою очередь, размещает сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления.
Напомним, что сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны предоставляться для ознакомления на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах (www.zakupki.gov.ru) без взимания платы. Сведения содержатся в реестре недобросовестных поставщиков в течение двух лет со дня их внесения (п. 9, 10 ст. 19 Закона о государственных закупках).
* * *
Информацию о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан разместить на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (п. 14 ст. 19.2 Закона о государственных закупках).
Принятие сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам размещения государственного оборонного заказа, осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Стоит отметить, что если заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных нужд) размещен до дня вступления в силу Федерального закона N 114-ФЗ (то есть до 07.06.2013), в государственный (муниципальный) контракт, заключенный по итогам размещения такого заказа, по соглашению сторон указанного контракта допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"