УСН и виртуальные деньги
Все большее распространение получают расчеты с использованием электронных платежных систем, например, WebMoney, E-port Яндекс-Деньги и другие. Это позволяет ИП и фирмам вести торговлю в розницу через электронные магазины, это практично, удобно, современно. Однако у бухгалтеров возникают вопросы, как учитывать поступающие средства, если предприятие работает на УНС? Минфин дал развернутый ответ.
Не так давно Минфин выпустил письмо от 5 июня 2013 года N 03-11-11/163, в нем чиновники разобрались в следующей ситуации и ответили на вопрос. Итак: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", занимается розничной торговлей через интернет-магазин. Вправе ли он принимать предоплату от физических и юридических лиц за реализуемые товары через электронные платежные системы (далее - ЭПС)? Какими документами ему необходимо подтвердить факт получения денежных средств? Может ли он для получения денег в оплату товара, помимо расчетного счета, использовать банковскую карту (лицевой счет физического лица)? А теперь давайте проанализируем ответ чиновников.
Ведение расчетов
Глава 26.2 Налогового кодекса не запрещает упрощенцам использовать ЭПС при ведении расчетов с покупателями. Минфин обратил внимание на положения пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса. Согласно норме при применении УСН доходы определяют по кассовому методу. То есть датой получения доходов признается день поступления денег на счета в банках и в кассу, или поступления иного имущества или имущественных прав, погашения задолженности иным способом.
При этом необходимо учитывать порядок совершения переводов электронных денег. О нем говорится в пункте 10 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2011 года N 161-ФЗ. Оператор электронных денежных средств одновременно принимает распоряжение клиента, уменьшает остаток электронных денег плательщика и увеличивает остаток получателя средств на сумму перевода.
Отсюда Минфин делает следующее заключение. Погашение задолженности покупателя перед продавцом наступает одновременно с принятием оператором распоряжения о переводе. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров. Значит, дата получения доходов - день оплаты покупателями товаров электронной наличностью. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина от 24 января 2013 года N 03-11-11/28, где также указано следующее.
Если упрощенцу деньги на счет поступают через ЭПС, то до перечисления средств на расчетный счет оператор платежной системы удерживает комиссию. В рассматриваемом случае налогоплательщик является принципалом.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК для целей налогообложения при УСН не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса. Она не предусматривает уменьшение доходов принципала на сумму вознаграждения, уплачиваемого агенту. Значит, доходом принципала является вся сумма выручки, поступающая на счет агента без уменьшения ее на сумму комиссии. В таком порядке должны учитывать доходы как плательщика с объектом налогообложения "доходы", так и фирмы с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Причем последние вправе учесть сумму агентского вознаграждения в расходах на основании подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 НК.
Подтверждающие документы
Минфин в письме указал, что при оплате товаров через ЭПС продавец регистрируется в одной из таких систем в качестве получателя соответствующего платежа. Поэтому документом, подтверждающим факт оплаты товара, может являться или выписка по соответствующему счету у оператора платежной системы, или сообщение непосредственно от самого оператора.
Вопрос комиссии
По вопросу о возможности ведения расчетов, которые связаны с оплатой товаров, реализованных в розницу, с использованием лицевого счета физического лица финансовое ведомство порекомендовало обращаться за разъяснениями в Банк России.
Отмечу, что фирма может заключить с банком договор о реализации товаров (работ, услуг) с использованием банковских карт. Как правило, в этом контракте предусматривается, что кредитная структура перечисляет фирме деньги с удержанием комиссии от суммы операций с использованием пластиковых карт, которая указана в электронном журнале pos-терминала.
В ситуации, когда иных документов, подтверждающих сумму комиссии, банк не представляет, не ясно, вправе ли организация включить ее в расходы.
То, что фирма может потребовать от кредитной организации отчет комиссионера, в котором должна быть указана сумма вознаграждения банка, следует из положений Гражданского Кодекса.
Так, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым (ст. 990, 999 ГК РФ).
Как эту норму применить на практике? Допустим, фирма применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 346.16 НК, при определении объекта налогообложения она может сократить полученные доходы на расходы в виде выплаты комиссионных вознаграждений.
Однако не надо забывать, что по пункту 2 статьи 346.16 НК РФ расходы упрощенец принимает при условии их соответствия критериям, которые указаны в пункте 1 статьи 252 НК. Среди них - наличие документального подтверждения, в частности, бумаг, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ и косвенно подтверждают произведенные расходы (в том числе отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Также необходимо помнить требование статьи 346.17 НК, в соответствии с которым расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Значит, суммы комиссионного вознаграждения фирме необходимо включать в расходы в момент зачисления выручки на расчетный счет без учета комиссии.
Бухгалтеру стоит запросить у банка отчет, подтверждающий расходы по комиссии. Так как существует риск доначисления налога, если отсутствуют документы, подтверждающие то, что кредитной организацией был удержан сбор.
Как учесть?
Обязанность фирм на УСН вести бухгалтерский учет с 1 января 2013 года закреплена в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ. Для учета движения электронных денег может служить счет 55 "Специальные счета в банках" с соответствующим субсчетом "Электронные деньги". В учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 55 субсчет "Электронные деньги" Кредит 62
- получена оплата (предоплата) от покупателя товаров (работ, услуг) (деньги переведены в электронный кошелек);
Дебет 51 Кредит 55 субсчет "Электронные деньги"
- переведены деньги из электронного кошелька на расчетный счет;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с оператором платежной системы" Кредит 55 субсчет "Электронные деньги"
- удержана комиссия электронной платёжной системы из электронного кошелька;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты с оператором платежной системы"
- списана в расходы комиссия платежной системы;
- отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Сообщение в ИФНС
ФНС в Информации от 13 июля 2011 года указала следующее. Организации и предприниматели помимо сообщения в инспекцию об открытии или о закрытии счетов в банке (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ) должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денег (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Информировать ревизоров необходимо в течение семи дней со дня возникновения или прекращения этого права.
Отдельной статьи, устанавливающей ответственность за нарушение данной обязанности, в Налоговый кодекс не введено. За несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения об открытии или о закрытии счетов, взимается штраф в размере 5000 рублей (пп. 1 п. 2 ст. 23, ст. 78 НК РФ).
Таким образом, за нарушение срока передачи в инспекцию сведений, указанных в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 23 НК, компанию или ИП могут привлечь к ответственности или по статье 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" кодекса, или по статье 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" кодекса.
Приказом ФНС от 9 июня 2011 года N ММВ-7-6/362 утверждены формы и форматы сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК, порядок их заполнения и представления данных в электронном виде по ТКС.
И.Н. Новиков,
налоговый консультант
"Расчет", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru