Составляем Положение о комиссии по трудовым спорам
Рассмотрим ситуацию разработки положения о комиссии по трудовым спорам, которая в соответствии со ст. 381-382 ТК РФ создается в организации как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Положение о комиссии по трудовым спорам*(1) следует включать в систему локальных нормативных актов организации и прежде всего - отражать в нем установленные ТК РФ правовые нормы.
Начнем, пожалуй, с того, что положение - правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений. Положения являются организационными документами, относятся к системе организационно-распорядительной документации (ОКУД, класс 020000) и входят в систему локальных нормативных актов, которые организация издает в рамках оперативного самоуправления.
В качестве организационных документов в компании могут издаваться положения трех категорий:
- об органах управления и должностных лицах/должностные положения (положение о совете директоров, положение о правлении, положение о должности генерального директора, положение о должности корпоративного секретаря);
- регламентирующие организационные основы основных направлений деятельности организации (положение о системе внутреннего контроля, положение о системе делегирования полномочий, положение о трансляции корпоративной информации акционерам и другим заинтересованным лицам);
- о структурных подразделениях (положение о службе внутреннего контроля, положение об управлении делами, положение о службе корпоративного секретаря).
Положения об органах, которые образуются в организациях в рамках социального партнерства работодателей и работников, не могут быть в полной мере отнесены ни к одной из перечисленных категорий и вызывают наибольшие трудности в составлении и оформлении. Обратимся как раз к такому документу - положению о комиссии по трудовым спорам.
Разберемся в актах
В процессе регулирования трудовых отношений в организации с целью конкретизации требований действующего трудового законодательства и подзаконных актов, регламентации процессов организации и управления трудом, его условиями и в рамках реализации политики управления персоналом работодатель издает:
- акты, принимаемые единолично исполнительным органом (генеральным директором) в пределах полномочий, предоставленных ему уставом организации/положением о ней (структура и штатная численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы и распоряжения, являющиеся правовыми актами);
- акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников, причем в некоторых случаях ТК РФ устанавливает, что представлять интересы работников может только выборный орган первичной профсоюзной организации (например, ст. 105 ТК РФ), а в отдельных ситуациях такое обязательное требование отсутствует. К актам данной группы относятся положения об аттестации работников, системе мотивации, об оплате труда, премировании и других стимулирующих выплатах работникам организации, а также положение о системе нормирования труда, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, графики сменности и правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, оформляются как приложения к коллективному договору. Локальный нормативный акт данной группы может быть подписан/утвержден или в редакции, устраивающей обе стороны, или в редакции, подготовленной работодателем, даже если представительный орган работников не согласен с проектом;
- акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, установленным коллективным договором (если коллективный договор подписан и содержит подобные правила). С учетом согласия представительного органа работников утверждаются положения о персонале, об участии работников в управлении организацией, о комиссии по трудовым спорам и т.п., организационные документы, которые не могут быть подписаны/утверждены при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего акта.
Участие представительных органов работников в разработке и согласовании локальных нормативных актов организации рассматривается как одна из форм социального партнерства на уровне управления организацией. Поэтому "лучшие практики" эффективных работодателей рекомендуют информировать работников и их представителей (на общих собраниях трудовых коллективов или собраниях/рабочих совещаниях структурных подразделений) о намерениях регламентировать те или иные вопросы в области организации и управления трудом, о разработке проекта конкретного локального нормативного акта в этой области и даже "инициировать" избрание представителей работников в представительный орган в соответствии со ст. 31-32 ТК РФ. Ведь кроме принятия локальных нормативных актов работодатель в соответствии с требованиями трудового законодательства обязан взаимодействовать с представительным органом работников и в других предусмотренных законом случаях.
Представителями работников в социальном партнерстве являются (ч. 1 ст. 29 ТК РФ):
1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация или если ни в одной из созданных первичных профсоюзных организациях не состоит более половины работников компании и она не уполномочена представлять интересы всех сотрудников на уровне локального социального партнерства, их представитель (представительный орган) может быть избран тайным голосованием из числа работников организации на общем собрании/конференции работников (ст. 31 ТК РФ).
Поскольку законодательство не устанавливает формы конкретного не профсоюзного представительства работников, на практике представительными органами могут быть советы трудовых коллективов, советы молодых специалистов, советы ветеранов отрасли, женские советы и иные инициативные группы работников, а в акционерных обществах - даже наблюдательный совет, в состав которого могут избираться наемные работники.
Полномочия представителя (представительного органа) должны подтверждаться протоколами общего собрания или конференции работников. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Полномочия представителя (представительного органа) работников должны закрепляться в положении о нем.
Как формируется КТС
КТС создается в любой организации (за исключением государственных органов и органов местного самоуправления) независимо от численности работников. Она может быть образована по инициативе работников и/или работодателя для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном трудовым законодательством.
Если в компании есть первичная профсоюзная организация, то на практике КТС создается по инициативе профсоюзного комитета. Если же профсоюзной организации или иного представительного органа нет, то КТС может быть образована общим собранием трудового коллектива (например, инициативная группа работников выступила с предложением о созыве) или руководителем организации (по его инициативе или если работники/инициативная группа обратились к нему с просьбой оказать содействие в организации избрания соответствующих представителей).
В соответствии со ст. 384 ТК РФ КТС должна быть сформирована из равного числа представителей работников и работодателя. В ее состав избираются любые работники, независимо от членства в профсоюзной организации, занимаемой должности и выполняемой работы.
Положение о КТС (см. Пример 1) как локальный нормативный акт организации утверждается единоличным исполнительным органом (приказом генерального директора, см. Пример 2) при условии согласования с профсоюзным комитетом или общим собранием трудового коллектива, на котором были выдвинуты представители работников в состав КТС (в данном случае оформлены два грифа согласования).
Пример 1
Открытое акционерное общество |
"Четыре дома" |
Утверждено приказом генерального директора от 14.08.2013 N 43-К |
Положение
12.08.2013 | N 1 |
Москва |
О комиссии по трудовым спорам
1. Общие положения
1.1. Комиссия по трудовым спорам Открытого акционерного общества "Четыре дома" (далее - Комиссия, Общество) является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в Обществе, за исключением споров, по которым Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) и иные действующие федеральные законы устанавливают другой порядок их рассмотрения.
1.2. Комиссия рассматривает индивидуальный трудовой спор, если работник Общества самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия в процессе непосредственных переговоров с Обществом, являющимся работодателем, или с его уполномоченными представителями (уполномоченными должностными лицами).
1.3. В соответствии с действующим ТК РФ индивидуальный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между Обществом, являющимся работодателем, и работником Общества, возникшие по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых работник Общества заявляет в Комиссию.
Индивидуальным трудовым спором признается также спор между Обществом и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях как с работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с Обществом как с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Работник Общества имеет право обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен быть узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного трехмесячного срока Комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
1.4. Комиссия имеет свою печать с обозначением полного наименования Общества и своего наименования.
2. Порядок образования
2.1. Комиссия образуется по инициативе работников Общества и (или) Общества как работодателя из равного числа представителей, по три человека от каждой из сторон на срок действия Коллективного договора (до 24 августа 2015 г.).
Комиссии по трудовым спорам в структурных подразделениях Общества не образуются.
2.2. Представители Общества как работодателя назначаются в Комиссию приказом генерального директора Общества.
2.3. Представители работников в Комиссии избираются общим собранием трудового коллектива Общества или делегируются представительным органом работников (профсоюзным комитетом) с последующим утверждением кандидатур на общем собрании трудового коллектива Общества.
2.4. Членами Комиссии могут быть избраны любые работники Общества независимо от членства в профсоюзной организации, занимаемой должности и выполняемой работы.
2.5. Порядок избрания членов Комиссии, форма голосования (открытое или тайное) и число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное большинство) определяются общим собранием трудового коллектива Общества.
2.6. Представители работников могут делегироваться в состав Комиссии профсоюзным комитетом Общества из числа своих членов.
2.7. Полномочия члена Комиссии, являющего представителем работников, могут быть прекращены в случае прекращения его трудовых отношений с Обществом, а также на основании личного заявления, поданного не позднее одного месяца до даты предполагаемого выбытия из состава Комиссии. Взамен на оставшийся срок полномочий Комиссии в ее состав избирается другой работник в порядке, установленном п. 2.3 настоящего Положения.
2.8. Члены Комиссии могут быть исключены из ее состава в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей. Решение об исключении члена Комиссии принимается простым большинством голосов ее членов по результатам открытого голосования.
В случае исключения из состава Комиссии одного или нескольких ее членов состав Комиссии пополняется в порядке, установленном для образования Комиссии.
3. Компетенция
3.1. Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникшие по вопросам:
- взыскания заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;
- изменения обязательных для включения в трудовой договор условий;
- оплаты сверхурочных работ;
- применения дисциплинарных взысканий;
- выплаты компенсации при направлении в командировку;
- возврата денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения ущерба, причиненного Обществу как работодателю;
- неправильности или неточности внесения записей в трудовые книжки;
- иных разногласий, возникших по поводу применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, которые остались неурегулированными в процессе переговоров работника с представителем Общества как работодателя (единоличным исполнительным органом - генеральным директором или уполномоченными им должностными лицами).
3.2. Комиссия не принимает к рассмотрению споры, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к компетенции суда.
3.3. В случае, когда работник обращается в Комиссию по рассмотрению спора, неподведомственного ей, Комиссия имеет право, рассмотрев заявление работника, отказать в разрешении спора по существу и разъяснить порядок рассмотрения возникшего у работника индивидуального трудового спора.
4. Порядок рассмотрения трудовых споров
4.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров производится Комиссией на основании письменного заявления работника Общества, составленного в произвольной форме, датированного и подписанного работником. В заявлении указываются существо спора, требования и ходатайства работника, а также прилагаемые к заявлению документы.
4.2. Прием заявлений осуществляется секретарем Комиссии в помещении Общества в рабочие дни с 10 до 18 часов. Заявление может быть передано работником лично или направлено в Комиссию по почте или факсом.
4.3. Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации, в котором отражается также ход рассмотрения спора и исполнения решений Комиссии.
4.4. Комиссия рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней с даты, следующей со дня подачи заявления работником. Если срок истекает в выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания рассмотрения индивидуального трудового спора считается следующий за ним рабочий день.
4.5. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в присутствии работника, обратившегося за разрешением спора. Вместе с работником или вместо него на заседании Комиссии может присутствовать и участвовать в рассмотрении спора уполномоченный работником представитель.
4.6. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его уполномоченного представителя не допускается, за исключением случаев, когда работник обращается в Комиссию с письменным заявлением о рассмотрении его индивидуального трудового спора заочно.
4.7. В случае неявки работника или его уполномоченного представителя заседание Комиссии переносится/откладывается, и Комиссия выясняет причину неявки.
4.8. В том случае, если работник или его уполномоченный представитель не являются на заседание без уважительной причины повторно, Комиссия имеет право снять заявление работника с рассмотрения. Комиссия имеет право самостоятельно характеризовать причины неявки, указанные работником как уважительные либо неуважительные, с соответствующим отражением их в протоколе.
Снятие заявления с рассмотрения не лишает работника права подать заявление повторно в пределах срока, установленного действующим трудовым законодательством (три месяца).
4.9. Представитель Общества как работодателя также приглашается на заседание Комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение спора. По требованию Комиссии Общество как работодатель обязано предоставлять в установленные Комиссией сроки необходимые для разрешения индивидуального трудового спора документы и информацию.
4.10. Комиссия имеет право приглашать/вызывать на заседание свидетелей, специалистов, экспертов.
Стороны индивидуального трудового спора вправе представлять доказательства, документы, участвовать в их исследовании, задавать вопросы лицам, участвующим в заседании Комиссии, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения по существу спора и по другим вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.
4.11. Ход заседания Комиссии и принятое решение фиксируются в протоколах, которые нумеруются в валовом порядке в пределах срока полномочий Комиссии.
4.12. Решения Комиссии должны быть мотивированы и основаны на требованиях действующего трудового законодательства, на коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и локальных нормативных актах Общества. В решении Комиссии в обязательном порядке указываются:
- полное наименование Общества с указанием организационно-правовой формы;
- фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в Комиссию работника и/или его уполномоченного представителя;
- фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
- существо решения и его обоснование (мотивировочная часть со ссылкой на закон, иной нормативный акт; резолютивная часть, в которой существо решения излагается кратко и точно, с указанием, какие права работника подлежат восстановлению, какие денежные суммы подлежат выплате, в какой срок и т.п.);
- результаты голосования.
Копии решения Комиссии, подписанные председателем комиссии (а в его отсутствие - заместителем председателя) и удостоверенные печатью Комиссии, выдаются работнику и единоличному исполнительному органу Общества (генеральному директору) как работодателю в течение трех дней с даты принятия решения.
4.13. Решение Комиссии может быть обжаловано в десятидневный срок с даты вручения копии решения каждой из сторон индивидуального трудового спора.
4.14. Если в решении Комиссии были допущены арифметические и т.п. ошибки либо между сторонами возникают разногласия по поводу его толкования, Комиссия имеет право вынести дополнительное решение.
5. Исполнение решений
5.1. Решения Комиссии исполняются в трехдневный срок с момента истечения десяти дней, которые предусмотрены для обжалования решений в суде. Если решение обжаловано одной из сторон спора, оно не исполняется.
5.2. В случае неисполнения решения Комиссии в установленный срок Комиссия выдает работнику удостоверение, являющее исполнительным документом. В удостоверении указываются:
- полное наименование Комиссии и полное наименование Общества, в котором она создана;
- фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в Комиссию работника и/или его уполномоченного представителя, адрес его места жительства;
- дата принятия решения Комиссией;
- резолютивная часть решения Комиссии;
- дата вступления в силу решения Комиссии;
- дата выдачи удостоверения и срок его предъявления к исполнению.
Удостоверение подписывается председателем и секретарем Комиссии и удостоверяется печатью Комиссии.
5.3. Работник Общества или его представитель могут предъявить удостоверение единоличному исполнительному органу Общества (генеральному директору) как работодателю лично или представить удостоверение судебному приставу-исполнителю, который приводит решение Комиссии в исполнение.
5.4. Для обращения к судебному приставу устанавливается трехмесячный срок со дня получения удостоверения. В случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, переезд в другую местность, командировка и т.п.) работник имеет право вновь обратиться в Комиссию, которая может восстановить этот срок, приняв соответствующее решение. Решение Комиссии о восстановлении трехмесячного срока для обращения за принудительным исполнением решения по индивидуальному трудовому спору является окончательным.
6. Организация работы комиссии
6.1. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии.
6.2. Председатель Комиссии организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, отвечает за ведение протокола и составление решений, подписывает протокол и решения Комиссии.
6.3. Заместитель председателя Комиссии исполняет обязанности председателя в случае его временного отсутствия.
6.4. Секретарь Комиссии организует проведение заседаний, осуществляет прием и регистрацию заявлений, приглашение свидетелей, специалистов, представителей профсоюзной организации, уведомление о ходе рассмотрения заявлений, ведет протокол на заседании Комиссии, оформляет и подписывает протокол и решения Комиссии. Секретарь Комиссии осуществляет хранение дел Комиссии, готовит их к сдаче в архив, осуществляет подготовку и выдачу выписок из протоколов заседаний.
6.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Общество, предоставляя помещение для проведения заседаний, бумагу и средства оформления документов и хранения дел Комиссии.
6.6. Заседания Комиссии проводятся в открытом порядке, на них может присутствовать любой работник Общества.
6.7. Решения принимаются Комиссией путем тайного голосования простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов Комиссии.
6.8. На заседании Комиссии ведется протокол, который подлежит оформлению не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения заседания Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании (председателем Комиссии или его заместителем) и секретарем Комиссии и удостоверяется печатью Комиссии.
Согласовано протокол заседания профсоюзного комитета от 13.08.2013 N 57 | Согласовано протокол общего собрания трудового коллектива от 13.08.2013 N 14 |
Пример 2
Открытое акционерное общество |
"Четыре дома" |
Приказ
14.08.2013 | N 43-К |
Москва |
Об утверждении Положения о комиссии по трудовым спорам и изменении ее состава
На основании ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с инициативой работников и с учетом согласия профсоюзного комитета (протокол заседания профкома от 13.08.2013 N 57)
Приказываю:
1. Утвердить Положение о комиссии по трудовым спорам Открытого акционерного общества "Четыре дома" (далее - Комиссия, Общество, Положение).
2. Назначить в состав Комиссии от имени Общества как работодателя следующих представителей:
- Чернова В.А., заместителя генерального директора по общим вопросам;
- Козыреву Т.В., начальника отдела кадров управления по работе с персоналом;
- Прутова С.А., старшего юрисконсульта юридического управления.
3. Считать утратившим силу приказ от 13.09.2012 N 54-К "О составе комиссии по трудовым спорам".
4. Возложить функцию контроля за организационно-техническим обеспечением деятельности Комиссии в соответствии с утвержденным Положением на заместителя генерального директора по общим вопросам Чернова В.А.
Генеральный директор | Александров | Е.Б. Александров |
В. Иритикова,
эксперт РОО "Гильдия Управляющих Документацией"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Положение о КТС, КТС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.