Покупатель отказывается принимать оставшийся товар, ссылаясь на его некачественность. Поставщик требует оплату за часть невыбранного в срок товара и его хранение, подал иск в суд. Как быть покупателю?
В соответствии со ст. 514 ГК РФ, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.
То есть, если покупатель не принял товар без обоснования, то поставщик вправе требовать оплаты товара.
Согласно ст. 515 ГК РФ, когда договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (пункт 2 статьи 510), покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
То есть, если покупатель не осуществил выборку товара в установленный срок, то поставщик вправе требовать оплаты товара.
Согласно ст. 518 ГК РФ, покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
То есть, если поставленный товар оказался ненадлежащего качества, то покупатель вправе предъявить вышеуказанные требования. При этом поставщику должно быть направлено соответствующее уведомление.
В силу ст. 520 ГК РФ, если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
То есть, если поставщик не удовлетворил требования покупателя, то он вправе отказаться от оплаты товара до устранения недостатков.
Если покупатель не предъявил претензии к поставщику сразу или сделал это после того, как к нему был подан иск, то спор возможно урегулировать мировым соглашением.
Таким образом, сейчас покупателю следует направить письменные претензии поставщику (если ранее не было) и предложить заключить мировое соглашение.
Также покупателю следует подать письменный отзыв на иск поставщика.
При правильной позиции покупатель имеет все шансы на решение вопроса в свою пользу.
Т. Филатова
Правовед.RU
11 августа 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.