Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июля 2009 г. N КГ-А40/5616-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве обратилось с иском к Правительству Москвы, Главному управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве о признании права федеральной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Зеленоград, Каштановая аллея, д. 6, стр. 2, общей площадью 881,1 кв.м., а именно: помещение 1 первого этажа, комнаты 1-4, помещение 11 первого этажа, комната 1; помещение 111 первого этажа, комнаты 1-6, помещение IV первого этажа, комнаты 1, 2, 5-14, 16-19, помещение V первого этажа, комнаты 1-19, 19а, 20-29, помещение VII первого этажа, комнаты 1-20; помещение VIII 1-го этажа, комната 1; помещение IX 1-го этажа, комнаты 1, 2; помещение X 1-го этажа, комната 1, и о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на указанные помещения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2009 г. исковые требования были удовлетворены: суд признал право федеральной собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Зеленоград, Каштановая аллея, д. 6, стр. 2, общей площадью 881,1 кв.м., а именно: помещение 1 первого этажа, комнаты 1-4, помещение 11 первого этажа, комната 1; помещение 111 первого этажа, комнаты 1-6, помещение IV первого этажа, комнаты 1, 2, 5-14, 16-19, помещение V первого этажа, комнаты 1-19, 19а, 20-29, помещение VII первого этажа, комнаты 1-20; помещение V111 1-го этажа, комната 1; помещение IX 1-го этажа, комнаты 1, 2, помещение X 1-го этажа, комната 1, а также признал недействительным зарегистрированное право собственности города Москвы на указанные помещения в здании, расположенном по адресу: город Москва, Зеленоград, Каштановая аллея, д. 6, стр. 2, общей площадью 881,1 кв.м.
В кассационной жалобе Правительство Москвы просит отменить указанное решение, принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что корпус под размещение СЭС расположен на территории Городской объединенной больницы N 3, строение было построено за счет средств городского бюджета заказчиком Управлением по строительству г. Зеленограда. Больничный корпус возводило Управление Зеленоградской N 7. Имуществом изначально распоряжался город. С момента выхода Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен новый порядок разграничения государственного имущества. В соответствии с п. 11 ст. 154 указанного закона, имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе и в порядке разграничения при использовании имущества федеральными государственными предприятиями. Из текста закона следует, что для поступления имущества из собственности субъекта РФ необходимо составление и утверждение перечней объектов для передачи. На данный момент существует иной способ передачи имущества. Истец при наличии перечня имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, а представители истца и третьего лица, как и в представленном отзыве, возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, согласно акта государственной приемки здания от 30 января 1967 г. подсобный корпус СЭС по адресу: г. Москва, Зеленоград, Каштановая аллея, д. 6, стр. 2, был принят в эксплуатацию. Указанное здание находится на балансе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве". Согласно авизо от 4 сентября 1967 г., 341 подсобный корпус СЭС г. Зеленограда был принят на баланс СЭС. Приказом Главного управления здравоохранения от 18 марта 1991 г. N 105 "О внесении изменений в сеть санитарно-эпидемиологических учреждений" была образована санитарно-эпидемиологическая служба г. Москвы. Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе", Приказа Минздрава РСФСР, Госкомсанэпиднадзора РФ от 18 июля 1991 г. N 123/7 "О передаче санэпидстанций, учреждений, предприятий Минздрава РСФСР согласно перечня Госкомитету РСФСР Санэпиднадзора" санэпидстанции, учреждения и предприятия Минздрава РСФСР были переданы Государственному комитету санитарноэпидемиологического надзора РСФСР. На основании приказа от 24 сентября 1991 г. N 46-лс "О реорганизации 33 районных санэпидстанции в 33 районных центрах государственного санэпиднадзора и реорганизации 33 районных центра Госсанэпиднадзора в 10 центров Госсанэпиднадзора административных округов", здание было передано Центру Госсанэпиднадзора Зеленоградского административного округа г. Москвы. Согласно распоряжения Правительства РФ от 13 января 2005 г. N 23-р, были созданы 90 ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии, в оперативное управление которых надлежит закрепить относящиеся к федеральной собственности имущество реорганизуемых учреждений.
Полагая, что спорные нежилые помещения принадлежат Российской Федерации, а не городу Москве, то истец и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием, которое было удовлетворено в полном объеме, что подтверждается решением по делу.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу на предмет отмены и принятие нового решения об отказе в предъявленном иске. Однако судебная коллегия не находит оснований для его отмены, так как считает их законными и обоснованными и полагает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с п. 5 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. за N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы были отнесены исключительно к федеральной собственности. Из ст. 48 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вытекает, что помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемом акте об удовлетворении заявленного иска в полном объеме, поскольку, как видно из материалов дела, спорные помещения, начиная с 1967 г., занимала санитарно-эпидемиологическая служба, которая по роду своей деятельности как учреждение была отнесена исключительно к федеральной собственности, что подтверждено положениями, содержащими в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г., а также п. 8 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации N 2/1 от 28 февраля 1995 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, доводы в жалобе о принадлежности спорных помещений на праве собственности городу Москве нельзя признать правомерными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
А поэтому, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суд города Москвы от 10 марта 2009 года по делу N А40-83638/08-23-766 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что спорные нежилые помещения принадлежат Российской Федерации, а не городу Москве, то истец и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием, которое было удовлетворено в полном объеме, что подтверждается решением по делу.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу на предмет отмены и принятие нового решения об отказе в предъявленном иске. Однако судебная коллегия не находит оснований для его отмены, так как считает их законными и обоснованными и полагает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с п. 5 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. за N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы были отнесены исключительно к федеральной собственности. Из ст. 48 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вытекает, что помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемом акте об удовлетворении заявленного иска в полном объеме, поскольку, как видно из материалов дела, спорные помещения, начиная с 1967 г., занимала санитарно-эпидемиологическая служба, которая по роду своей деятельности как учреждение была отнесена исключительно к федеральной собственности, что подтверждено положениями, содержащими в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г., а также п. 8 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации N 2/1 от 28 февраля 1995 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2009 г. N КГ-А40/5616-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании