Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 июля 2009 г. N КГ-А40/6604-09-П
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Стрельникова А.И.,
судей: Петровой В.В., Зверевой Е.А.
при участии в заседании:
от истца - Ощипок И.О., доверенность б/номера от 19.01.2008 года;
от других лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 20.07.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по гор. Москве на решение от 19 января 2009 года Арбитражного суда гор. Москвы, принятое судьей Кузнецовой С.А., и на постановление от 6 апреля 2009 года за N 09АП-3646/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями - Пронниковой Е.В., Векличем Б.С., Якутовым Э.В., по заявлению ИФНС России N 2 по гор. Москве к ООО "АЗК "Альфа-Трейд", МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю о признании незаконными действия МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю по внесению записи об изменениях в учредительные документы ООО "АЗК "Альфа-Трейд" и признании недействительной записи в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения названного общества, установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по гор. Москве обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Автозаправочный комплекс "Альфа Трейд" (ООО "АЗК "Альфа Трейд") и МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю (с учетом уточнения требований) с заявлением о признании незаконными действий МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю по внесению записи об изменениях в учредительные документы ООО "АЗК "Альфа Трейд" (ИНН 250920 1200 ОГРН 102250 1026195) об адресе места нахождения общества: 120110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 13, стр. 1, квартира 41 в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) за номером 2072509020384 от 17.08.2007 года и признании недействительной записи в ЕГРЮЛ за ранее названным номером от 17.08.2007 года об адресе места нахождения ООО "АЗК "Альфа Трейд" по вышеназванному адресу. В качестве третьих лиц по делу были привлечены Межрайонная инспекция Федеральной службы России N 46 по гор. Москве, Инспекция Федеральной налоговой службы России по гор. Находка Приморского края и Жилищно-строительный кооператив "Эстетика".
Решением Арбитражного суда гор. Москвы от 13 мая 2008 года были признаны незаконными действия МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю по регистрации и внесению записи об изменениях в учредительные документы ООО "АЗК "Альфа-Трейд" об адресе местонахождения общества: 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 13, стр. 1, кв. 41 в ЕГРЮЛ за N 2072509020384 от 17.08.2007 года, а также была признана недействительной запись в ЕГРЮЛ за N 2072509020384 от 17.08.2007 г. о местонахождении ООО "АЗК "Альфа-Трейд" по адресу: г. Москва, Б. Переяславская, д. 13, стр. 1, кв. 41. В удовлетворении же требований к ООО "АЗК "Альфа-Трейд" было отказано (т. 2, л. д. 44-48).
В апелляционном порядке законность и обоснованность данного решения не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 года вышеназванное решение было отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2, л. д. 83-86).
Решением Арбитражного суда гор. Москвы от 26 января 2009 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 3, л. д. 38-40).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2009 года указанное решение было оставлено без изменения (т. 3, л. д. 78-79).
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по гор. Москве просит отменить вышеназванные судебные акты и дело передать на новое рассмотрение, так как считает их незаконными и необоснованными. В жалобе указывается о том, что при принятии обжалуемых решения и постановления судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. ст. 54, 288, 671 ГК РФ, ст. 17 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 5, 17, 18, 25 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 4 ФЗ РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании судебной коллегии представитель заявителя настаивал на удовлетворении своей жалобы в полном объеме.
Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, хотя о дне слушания были извещены надлежащим образом, в связи с чем было принято решение о рассмотрении данной жалобы по существу в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав объяснения представителя заявителя по существу предъявленных требований, находит принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, в связи с чем оснований для их отмены не усматривает.
Как видно из материалов дела, 1 сентября 2003 года ИМНС России по гор. Партизанску Приморского края было зарегистрировано в качестве юридического лица ООО "АЗК "Альфа-Трейд", причем единственным учредителем данного общества являлся гр. Гладкой В.Ф. 10 августа 2007 года ООО "АЗК "Альфа-Трейд" обратилось в МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, которое было удовлетворено, в связи с чем 17.08.2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) были внесены изменения в сведения об его адресе нахождения, которым стал следующий: 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 13, стр. 1, квартира 41, что подтверждается записью в реестре за N 2072509020384. Полагая, что при данной регистрации были нарушены нормы действующего законодательства, ибо в силу ст. 23 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в такой регистрации должно быть, якобы, отказано, то заявитель и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием, в котором, однако, было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу.
Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу на предмет их отмены и передачи дела на новое рассмотрение. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены, так как считает, что при разрешении заявленных требований по существу суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемых актах об отказе в заявленных требованиях, поскольку ООО "АЗК "Альфа-Трейд" были в полном объеме представлены в налоговую инспекцию документы, которые были необходимы для регистрации изменений, касающихся указания своего нового адреса местонахождения.
Помимо этого, в подтверждение правильности данного вывода следует указать и о следующем. Так, действующим законодательством установлено право налогового органа обращаться за судебной защитой с целью соблюдения публичного порядка, а не с целью обеспечения частных интересов лиц, которые, в свою очередь, вправе самостоятельно защитить свои права (ст. 4 АПК РФ).
Между тем, по настоящему делу налоговый орган обратился с требованием к другому налоговому органу (привлеченному к участию в дело в качестве ответчика), то есть в данном случае имеет место совпадение в одном лице заявителя и ответчика, так как требование заявлено по существу одним и тем же уполномоченным органом исполнительной власти (государства), а именно, Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации, что не предусмотрено законом. Следовательно, при отсутствии предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным решения регистрирующего органа суд в обжалуемых актах правомерно не удовлетворил заявленные требования.
Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением. Изменение места нахождения общества и несообщение об этом в налоговый орган, либо искажение сообщаемых сведений не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, оснований к отмене решения и постановления по настоящему делу не имеется, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу, чьи утверждения в силу их ошибочности коллегия находит несостоятельными.
А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда гор. Москвы от 19 января 2009 года и постановление за N 09АП-3646/2009-АК от 6 апреля 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-4516/08-106-39 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 2 по гор. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
В.В. Петрова |
|
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, 1 сентября 2003 года ИМНС России по гор. Партизанску Приморского края было зарегистрировано в качестве юридического лица ... , причем единственным учредителем данного общества являлся гр. ... 10 августа 2007 года ... обратилось в МИ ФНС России N 8 по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, которое было удовлетворено, в связи с чем 17.08.2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) были внесены изменения в сведения об его адресе нахождения, которым стал следующий: 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 13, стр. 1, квартира 41, что подтверждается записью в реестре за N 2072509020384. Полагая, что при данной регистрации были нарушены нормы действующего законодательства, ибо в силу ст. 23 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в такой регистрации должно быть, якобы, отказано, то заявитель и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием, в котором, однако, было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу.
Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу на предмет их отмены и передачи дела на новое рассмотрение. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены, так как считает, что при разрешении заявленных требований по существу суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона.
...
Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением. Изменение места нахождения общества и несообщение об этом в налоговый орган, либо искажение сообщаемых сведений не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2009 г. N КГ-А40/6604-09-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника