Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 июля 2009 г. N КА-А40/6902-09
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Бочаровой Н.Н.,
судей: Коротыгиной Н.В., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Плотникова Т.Н. дов-ть от 10.12.08 N580, Новикова Е.М. дов-ть от 15.04.09 б/н;
от заинтересованного лица - Фелюст А.А. дов-ть от 11.01.09 N 07;
рассмотрев 22.07.2009 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 25 по г. Москве на решение от 24.02.2009
Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Юршевой Г.Ю., на постановление от 22.04.2009 N 09АП-5139/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., Сафроновой М.С., по заявлению ООО "Херренкнехт тоннельсервис" о признании недействительными решений к ИФНС России N 25 по г. Москве, установил:
ООО "Херренкнехт тоннельсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России N 25 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.11.2008 N 18-20/449 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в возмещении НДС в сумме 17 042 195 рублей и доначисления НДС в сумме 15 340 рублей и N 18-21/2132 об отказе в принятии к вычету суммы НДС.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене и об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Обществом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В заседании суда представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на то, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за июнь 2007 года инспекцией приняты оспариваемые решения от 25.11.2008 N 18-20/449 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 18-21/2132 "Об отказе в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость", в соответствии с которыми налогоплательщику отказано в возмещении из бюджета суммы НДС за июнь 2007 года в размере 17 042 195 рублей; доначислен НДС за июнь 2007 года в размере 15 340 рублей.
Судами установлено, что между заявителем (лизингополучателем) и ЗАО "Дойче Лизинг Восток" (лизингодатель) заключен договор лизинга от 10.05.2007 N 10/27/1/А/07/13, согласно которому лизингополучатель приобретает в финансовую аренду тоннелепроходческое оборудование. Пунктом 2.8 договора обязанности декларанта и все действия по таможенному оформлению предмета лизинга для выпуска в свободное обращение, возложены на лизингополучателя.
Факт ввоза тоннелепроходческого оборудования на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты НДС в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками таможни о выпуске товара в свободное обращение, платежными документами с отметками таможни, подтверждающими факт поступления от общества в бюджет денежных средств, перечисленных по этим платежным поручениям, счетом-фактурой, оформленным в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждением таможни о списании сумм налога по ГТД, отчетом Московской южной таможни от 26.06.2008; форма N ОС-6 от 30.06.2007 и балансом от 30.06.2007; договором аренды ремонтно-механического цеха АМО ЗИЛ от 27.08.2007 N 733-Д-2007; договором, актом, счетом-фактурой одного из арендаторов оборудования.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из того, что обществом выполнены все условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, для применения налоговых вычетов, документально подтверждена правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (подпункт 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на предъявление НДС к вычету, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации); подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога поставщикам (таможенным органам); принятия к учету приобретенных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подтвержденного соответствующими первичными документами; наличия оформленных в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации поставщиками товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации счетов-фактур.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные обществом доказательства, подтвердили выполнение им требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов. Суды установили, что тоннелепроходческое оборудование приобретено обществом в финансовую аренду; данное оборудование принято к учету в установленном порядке на основании первичных документов; НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам уплачен обществом таможенным органам, а также использование оборудования в производственных целях.
На наличие доказательств, опровергающих достоверность представленных обществом первичных документов, налоговый орган в при принятии оспариваемых решений не указывал и кассационной жалобе не ссылается.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно исходили из подтверждения налогоплательщиком права на налоговые вычеты в соответствии со статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации надлежащими документами.
Доводы налогового органа об отсутствии у общества права на вычет НДС, уплаченного при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, в связи с тем, что общество не является собственником тоннелепроходческого оборудования; о двойном вычете НДС с одного и того же имущества в случае принятия в последующем к вычету суммы НДС с лизинговых платежей, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, им дана соответствующая оценка с учетом положений пункта 14 Методических указаний по бухгалтерскому учеты основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также разъяснений Минфина России, данных в письме от 21.10.2008 N 03-07-08/242, данных по запросу лизингодателя ЗАО "Дойче Лизинг Восток", согласно которым суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российским лизиногополучателем по буровым установкам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в рамках договора финансового лизинга, заключенного с российским лизингодателем, подлежат вычету у российского лизингополучателя после их принятия на учет, в том числе на забалансовых счетах, при условии использования данных товаров в налогооблагаемой деятельности.
Доводы инспекции о нарушении или неправильном применении судами норм права не свидетельствуют и выводов судов не опровергают.
Иная оценка налоговым органом установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены судебных актов.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение. Налоговым органом правомерность принятия оспариваемых решения не доказана.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне исследованы доказательства, им дана оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 февраля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2009 года по делу N А40-89295/08-108-487 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 25 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Бочарова |
Судьи |
Н.В. Коротыгина |
|
В.А. Черпухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товара на территорию РФ. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
По мнению ИФНС, у налогоплательщика отсутствует право на вычет НДС, уплаченного при ввозе на территорию РФ тоннелепроходческого оборудования, приобретенного по договору лизинга, в связи с тем, что налогоплательщик не является собственником оборудования и неправомерно сможет использовать вычет НДС с этого же имущества повторно при уплате лизинговых платежей.
Право на предъявление к вычету НДС, уплаченного поставщикам товаров, а также на таможне при ввозе их на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика в случаях фактического приобретения товаров, их ввоза на таможенную территорию РФ, подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенным органам; принятия к учету приобретенных товаров и при наличии надлежащим образом оформленных счетов-фактур.
Суды установили, что по договору с российской организацией-лизингодателем налогоплательщик приобрел оборудование в лизинг; оно принято к учету в установленном порядке; при ввозе оборудования на территорию РФ НДС уплачен таможенным органам, а оборудование используется в производственных целях.
С учетом п.14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н, письма Минфина РФ от 21.10.2008 N 03-07-08/242, данных по запросу лизингодателя, согласно которым суммы НДС, уплаченные российским лизингополучателем по буровым установкам, ввозимым на территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в рамках договора финансового лизинга, заключенного с российским лизингодателем, подлежат вычету у российского лизингополучателя после их принятия на учет, в том числе на забалансовых счетах, при условии использования данных товаров в налогооблагаемой деятельности.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что налогоплательщиком выполнены все условия для применения налогового вычета по НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2009 г. N КА-А40/6902-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника