Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 августа 2009 г. N КА-А40/7250-09
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2010 г. N КА-А40/6161-10-П по делу N А40-46356/08-142-151
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нагорной Э.Н.,
судей Егоровой Т.А., Жукова А.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Булычева Л.В. - дов. от 22.04.2008 N 01/0400-273д, Никонов А.А. - дов. от 27.07.2009 N 01/0400-369д, Дорин А.М. - дов. от 10.11.2008 N 01/0400-664д,
от ответчика Комиссарова Н.Д. - дов. от 27.01.2009 N 04-17/001662, Кузьмин Н.Л. - дов. от 11.01.2009 N 04-17/000048, Макарова С.Е. - дов. от 23.01.2009 N 04-17/001431, Тардыбаева М.В. - дов. от 11.01.2009 N 04-17/000052,
рассмотрев 03.08.2009 в судебном заседании кассационную жалобу МИ по КН N 2 на решение от 31.10.2008Арбитражного суда г. Москвыпринятое Дербеневым А.А.на постановление от 24.04.2009 N 09АП-17360/2008-АКДевятого арбитражного апелляционного суда принятое Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В., Сафроновой М.С.по иску (заявлению) ОАО "Газпром"о признании решения недействительнымк МИ по КН N 2, установил:
Открытое акционерное общество "Газпром" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 14.04.2008 N 158 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по акту камеральной налоговой проверки от 31.01.2008 N 24 по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 г., а также об обязании Инспекции устранить допущенное нарушение путем возврата НДС в размере 45265411 руб.
Решением от 31.10.2008 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 24.04.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено, поскольку налогоплательщик правомерно включил в состав налоговых вычетов, предъявленных дочерними организациями, налог по налоговой ставке 18%.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, в которой налоговый орган ссылался на то, что налогоплательщик неправомерно включил в состав налоговых вычетов НДС по налоговой ставке 18% при экспорте газа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, в дополнительных пояснениях и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Проверкой в суде кассационной инстанции установлено, что судебные акты следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы по следующим основаниям.
Инспекция при принятии решения исходила из того, что Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов НДС, предъявленный заявителю дочерними обществами по услугам по транспортировке газа.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия "транспортировка газа трубопроводным транспортом", на основании ст. 11 Кодекса оно определяется исходя из правил специального законодательства.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Понятие транспортировки газа как единого процесса, включающего в себя совокупность технологических процессов, определено в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", а также принятых во исполнение вышеназванного Федерального закона нормативных актах.
В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" ОАО "Газпром" является собственником единой системы газоснабжения, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу нормативного определения транспортировки газа трубопроводным транспортом и технологических особенностей этого процесса услуги дочерних организаций Общества по перемещению газа в зоне их обслуживания участков магистрального трубопровода являются неотъемлемой составной частью единого процесса транспортировки данных продуктов.
В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляется, в частности, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг).
Таким образом, положения главы 21 Кодекса связывают режим обложения транспортных услуг налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% с фактом трансграничного перемещения с территории Российской Федерации и (или) на территорию Российской Федерации товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц, выполняющих данные операции, внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российским экспортерами (импортерами).
В связи с этим не соответствует действующему законодательству вывод судов о том, что при отсутствии указанных документов применение нулевой ставки НДС дочерними обществами не может считаться обоснованным.
Пунктом 2 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено: российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и до пересечения таможенной границы.
Таким образом, вывоз из Российской Федерации товаров, перемещаемых в таможенном режиме экспорта, начинается с момента помещения под указанный таможенный режим.
Согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1013, при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной грузовой таможенной декларации (п. 15 и 16). Один экземпляр оформленной грузовой таможенной декларации (в том числе и временной) таможенный орган возвращает декларанту для передачи перевозчику, и этот лист (экземпляр) является разрешением на транспортировку товара (п. 13).
Инспекция ссылается на то, что дочерним организациям заведомо было известно о том, сколько газа, транспортируемого в зоне их обслуживания магистрального трубопровода, помещено под таможенный режим экспорта.
Вывод судов о невозможности такого определения противоречит условиям договоров, заключенных ОАО "Газпром" и дочерними обществами, в соответствии с которыми Трансгаз от имени Газпрома по доверенности осуществляет передачу экспортных объемов газа, фактическое количество газа, поставляемого на экспорт, определяется контрольно измерительными приборами, установленными на определенных договорами газопроводах на определенных газоизмерительных станциях, количество газа, предназначенное для потребителей России, определяется по контрольно-измерительным приборам, установленным на газораспределительных станциях Трансгаза, Трансгаз выставляет Газпрому счета-фактуры отдельно по каждому акту.
При новом разрешении спора в этой связи суду необходимо проанализировать имеющуюся в материалах дела составленную налоговым органом таблицу, сопоставив представленные налогоплательщиком документы, в том числе счета-фактуры, акты приема-передачи, грузовые таможенные декларации.
Согласно п. 3 ст. 310 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в Российской Федерации.
В связи с этим не соответствует действующему законодательству утверждение Общества о том, что путем сопоставления данных по объемам транспортируемого дочерними организациями и вывезенного за пределы Российской Федерации газа невозможно установить факт экспорта определенного количества газа, транспортированного дочерними организациями в зоне их обслуживания магистрального газопровода.
Поскольку в рамках настоящего судебного спора и оспариваемого решения Инспекции не рассматривается вопрос о возмещении НДС дочерними обществами, не принимается во внимание довод ОАО "Газпром" со ссылкой на п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ о том, что дочерние общества в 180-тидневный срок не представили в налоговый орган комплект документов в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 31 октября 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24 апреля 2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-46356/08-142-151 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Э.Н. Нагорная |
Судьи |
Т.А. Егорова |
|
А.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено: российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и до пересечения таможенной границы.
Таким образом, вывоз из Российской Федерации товаров, перемещаемых в таможенном режиме экспорта, начинается с момента помещения под указанный таможенный режим.
Согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1013, при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной грузовой таможенной декларации (п. 15 и 16). Один экземпляр оформленной грузовой таможенной декларации (в том числе и временной) таможенный орган возвращает декларанту для передачи перевозчику, и этот лист (экземпляр) является разрешением на транспортировку товара (п. 13).
Инспекция ссылается на то, что дочерним организациям заведомо было известно о том, сколько газа, транспортируемого в зоне их обслуживания магистрального трубопровода, помещено под таможенный режим экспорта.
...
Согласно п. 3 ст. 310 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2009 г. N КА-А40/7250-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника