Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2009 г. N КА-А40/7552-09
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца Кутдюсов Х.К.. директор, протокол N7 от 27.03.2007
от ответчика Семенова М.М., доверенность от 02.02.2009 N 0517/01888,
рассмотрев 05.08.2009 в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 31 по городу Москве на постановление от 04.05.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Катуновым В.И., Седовым С.П., Яремчук Л.А. по иску (заявлению) ООО "Веснянка" о обязании провести зачет к Инспекции ФНС России N 31 по Москве третье лицо ГУ - ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области, установил:
общество с ограниченно ответственностью "Веснянка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (далее - Инспекция) произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 106 491 руб., зачисленным на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 68 523,45 руб., зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, а также возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисленные на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2009 было отказано Обществу в удовлетворении заявления. Суд первой инстанции, отклонив довод Инспекции о том, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, пришел к выводу о пропуске трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса РФ, поскольку заявитель знал о спорной переплате с 2004 года (отразив ее в ведомости за 2003 год), а обратился с иском в арбитражный суд 29.09.2008 года.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 решение было отменено, требования Общества удовлетворены, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что срок для возврата (зачета) переплаты не пропущен.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение. Полагает, что выводы суда апелляционной инстанции относительно соблюдения Обществом срока для обращения в суд за возвратом (зачетом) не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо - Главное управление Пенсионного Фонда России N 2 по Москве и Московской в судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени его проведения. В силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Обсудив доводы сторон, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.
Судами установлено, что Обществом была допущена переплата в сумме 106491 руб. по накопительному фонду страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что сторонами не оспаривается.
В связи с тем, что Инспекция уклонилась от возврата (зачета) данной суммы по заявлению Общества, оно обратилось в суд за защитой своих прав.
Рассматривая спор, суды двух инстанции правильно указали, что статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку в нормах Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных норм, суды правильно отклонил доводы инспекции о том, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, и пришли к выводу, что возврат платежей должен осуществляться в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст.ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о пропуске Обществом срока для возврат (зачета) излишне уплаченных сборов, суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд апелляционной инстанции, с учетом вышеуказанных норм, проанализировав представленные сторонами доводы и доказательства, пришел к выводу, что срок Обществом не пропущен.
При этом суд апелляционной исходил из того, что решением (письмом) инспекции от 19.08.2008 N 11-14/7-23740 Обществу было отказано в проведении зачета (возврата) страховых взносов, поскольку не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также сообщено, что Минфин России разрабатывает проект федерального закона, который должен установить порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Зная о переплате с 2004 года, о нарушении своего права, как правильно установил суд апелляционной инстанции, Общество узнало, 20.08.2008 (отказ Инспекции возвратить переплату), следовательно, срок Обществом для обращения в суд пропущен не был.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление, принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных апелляционным судом, не могут служить основаниями для отмены постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу N А40-62014/08-108-298 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
|
И.В. Туболец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в нормах Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных норм, суды правильно отклонил доводы инспекции о том, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, и пришли к выводу, что возврат платежей должен осуществляться в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст.ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ.
...
Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2009 г. N КА-А40/7552-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника