Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 августа 2009 г. N КА-А40/7803-09
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.,
рассмотрев 12 августа 2008 г. в судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" на решение от 6 апреля 2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое Дранко Л.А. постановление от 28 мая 2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б. по делу N А40-90153/08-79-688 по иску (заявлению) Некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" к УФМС России по г. Москве об отмене постановления последней, установил:
на основании распоряжения начальника ОИК Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (УФМС по г. Москве) N 476 от 5 мая 2008 г. проведена проверка по контролю за соблюдением режима пребывания иностранных граждан, правил привлечения и использования иностранных работников Некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" (НЧУ "система "RU PASS"), расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, 28, офис 236.
В ходе проведенной проверки выявлено нарушение ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившееся в неисполнения принимающей стороной НЧУ "система "RU PASS" обязанности по предоставлению в установленный законом срок отрывной части уведомления о прибытии гражданки Республики Кыргызстан Шараповой Азизахан Орозбековны в место пребывания при снятии с учета по месту пребывания.
На основании полученных данных 12 мая 2008 г. УФМС России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении МС N 227891.
8 августа 2008 г. УФМС России по г. Москве вынесено постановление N 137/612-08, которым НЧУ "система "RU PASS" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. (т. 1 л.д. 97-103).
Считая указанное постановление незаконным, НЧУ "система "RU PASS" обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФМС России по г. Москве о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 6 апреля 2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2009 г., в удовлетворении заявленных требований отказано, как необоснованных.
В кассационной жалобе НЧУ "система "RU PASS" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, считая, что отсутствует вина учреждения в совершении административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с неисполнением принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 23 Федерального закона N 109-ФЗ от 18 июля 2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определены основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания.
В соответствии с ч. 2 названной статьи снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Согласно п. 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 9 от 15 января 2007 г., при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Таким образом, предусмотрена обязанность принимающей стороны направить в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о неисполнении НЧУ "система "RU PASS", являющееся принимающей стороной гражданки Республики Кыргызстан Шараповой Азизахан Орозбековны, обязанности, предусмотренной ст. 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Об этом свидетельствуют следующее.
Так, гражданка Республики Кыргызстан Шарапова Азизахан Орозбековна прибыла на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 23 января 2008 г., что следует из миграционной карты серии 5307 N 0955176.
НЧУ "система "RU PASS", являясь принимающей стороной, представило в Отделение по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО все необходимые документы, касающиеся прибытия иностранного гражданина в место пребывания.
В уведомлении о прибытии иностранного гражданина срок пребывания в Российской Федерации определен с 23 января 2008 г. по 23 апреля 2008 г.
Между тем, как установлено судами, НЧУ "система "RU PASS" не была представлена отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
При этом судами была принята во внимание справка начальника отделения по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО Брагиной Н.А., а также пояснения генерального директора учреждения, отраженных в протоколе об административном правонарушении, из которых следует, что документально подтвердить факт получения отделением УФМС России по району Беговой требуемых документов не может.
Кроме того, в материалах дела имеется уведомление DHL о направлении в адрес УФМС России по г. Москве "документов", однако данных о том, какие документы были направлены, не указано.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано и подтверждено материалами дела наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности судами не установлено.
Утверждение заявителя об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения не нашло своего подтверждения ни в суде первой инстанции, ни в суде кассационной инстанции.
Суды пришли к выводу о том, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Кассационная инстанция соглашается с таким выводом суда, поскольку приведенные в кассационной жалобе обстоятельства не опровергают его.
Доказательств в подтверждение того, что учреждение предпринимало какие-либо меры, направленные на возврат отрывной части уведомления от иностранного гражданина и, соответственно, исполнению предусмотренной законодательством о миграционном учете обязанности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 апреля 2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2009 г. по делу N А40-90153/08-79-668 оставить без изменения, кассационную жалобу НЧУ "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Шуршалова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В уведомлении о прибытии иностранного гражданина срок пребывания в Российской Федерации определен с 23 января 2008 г. по 23 апреля 2008 г.
Между тем, как установлено судами, НЧУ "система "RU PASS" не была представлена отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
При этом судами была принята во внимание справка начальника отделения по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО ... , а также пояснения генерального директора учреждения, отраженных в протоколе об административном правонарушении, из которых следует, что документально подтвердить факт получения отделением УФМС России по району Беговой требуемых документов не может.
Кроме того, в материалах дела имеется уведомление DHL о направлении в адрес УФМС России по г. Москве "документов", однако данных о том, какие документы были направлены, не указано.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано и подтверждено материалами дела наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2009 г. N КА-А40/7803-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника