Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2009 г. N КГ-А40/7423-09-П
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Плюшкова Д.И., Комоловой М.В.,
при участии в заседании:
от истца: Разяпова Г.А. дов. от 14.04.2008,
от ответчика:
от третьего лица,
рассмотрев 10 августа 2009 года, в судебном заседании кассационную жалобу истца Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" на постановление от 22 мая 2009 года N 09АП-5987/2009-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Трубицыным А.И., Солоповой А.А., Поповым В.В., по делу N А40-31333/08-29-337 по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" к Государственному унитарному предприятию города Москвы Дирекции единого заказчика района Хамовники, третье лицо: Префектура Центрального административного округа города Москвы, о взыскании 39.634 руб.85 коп., установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному унитарному предприятию города Москвы Дирекции единого заказчика района Хамовники о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии в размере 39.634 руб. 85 коп. за январь, май, октябрь, ноябрь, декабрь 2006 г. (с учетом уменьшения размера иска на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2008 исковые требования Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" удовлетворены в полном объеме, с Государственного унитарного предприятия города Москвы Дирекции единого заказчика района Хамовники в пользу истца взысканы денежные средства в размере 39.634 руб. 85 коп., в том числе: сумма основного долга в размере 38.511 руб. 60 коп., проценты за пользование чужими денежными средства в размере 1.123 руб. 25 коп., а также госпошлина в размере 1.585 руб. 39 коп.
Постановлением от 18 сентября 2009 Девятый арбитражный суд указанное решение отметил в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Префектуру Центрального административного округа города Москвы.
Рассмотрев дело по правилам судопроизводства в суде первой инстанции, постановлением от 9 декабря 2008 года Девятый арбитражный апелляционный суд в иске отказал.
Постановлением от 31 марта 2009 года N КГ-А40/1791-09 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил указанное постановление по безусловным основаниям (постановление не было подписано одним из судей) и направил дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением от 22 мая 2009 года N 09АП-5987/2009-ГК Девятый арбитражный суд в удовлетворении исковых требований Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Мосэнерго" отказал, исходя из того, что ответчик оплатил поставленную истцом в спорный период тепловую энергию по тарифам, установленным не только постановлением Региональной энергетической комиссией города Москвы (далее - РЭК Москвы), но и другими нормативно-правовыми актами города Москвы. Пояснил, что названная выше задолженность является не долгом ГУП ДЕЗ района "Хамовники" по договору, а убытками ОАО "Мосэнерго", которые подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку ответчик правомерно производил оплату тепловой энергии по тарифу для группы потребителей "население".
Не согласившись с постановлением апелляционного суда от 22 мая 2009 года, ОАО "Мосэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой истец просит отметить указанное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена судьи. После замены состава суда рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы ответчик и третье лицо явки надлежаще уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без участия их представителей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемого постановления, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения от 01.01.1997 N 0118042, в соответствии с условиями которого истец обязался поставлять, а ответчик обязался принимать и оплачивать тепловую энергию, в соответствии с условиями договора.
Факт потребления и объемы поставленной истцом ответчику энергии признается сторонами в полном объеме и не оспаривается. Спор возник о применении тарифов, а именно: "население" или "организаций, в управлении которых находятся многоквартирные дома"; подлежащих применению при расчетах за поставленную тепловую энергию.
ГУП ДЕЗ района Хамовники произвело оплату всего объема поставленной ОАО "Мосэнерго" в 2006 году тепловой энергии по тарифу для группы потребителей "население".
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 1, 6).
Согласно части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
Статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса подразумевает установление таких тарифов на товары и услуги этой организации, чтобы их размер обеспечивал поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения производственной программы коммунальной организации, с учетом обеспечения доступности услуг для потребителей.
Таким образом, на город названным законом возложена обязанность по обеспечению баланса платы за горячее водоснабжение и отопление, взимаемой с населения исполнителем коммунальных услуг, и тарифа, установленного для теплоснабжающей организации, получающей плату за энергию с управляющей многоквартирным домом организации, с тем, чтобы при тарифном регулировании обеспечивалось надлежащее финансовое состояние, как энергоснабжающей организации, так и поставщика коммунальных услуг. Следовательно, органы власти субъекта Российской Федерации должны обеспечивать согласованность теплоснабжения управляющих организаций и условий предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в части, касающейся соотносимости стоимости тепловой энергии и коммунальных услуг.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено, что в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
РЭК Москвы постановлением от 12.12.2005 N 86 в пределах своих полномочий утвердила тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям города Москвы в спорный период.
Данные тарифы дифференцированы по трем группам потребителей: население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья - 388 руб./Гкал; организации и индивидуальные предприниматели, в управлении которых находятся многоквартирные дома.
Тарифы на услуги горячего водоснабжения, отопления на 2006 год установлены постановлением Правительства Москвы от 07.02.2006 N 67-ПП.
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета, вытекает из статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящей вопросы социальной защиты населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что, в результате принятия по предметам совместного ведения правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Городом Москвой, как субъектом Российской Федерации, приняты меры к возложению на себя расходных обязательств в связи с произведенным тарифным регулированием посредством возмещения за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" установлено, что финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий, и отражается в составе бюджетных показателей по статье "субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению", из чего следует, что на дирекции единого заказчика возложены лишь функции по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, а не по получению бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Москвы от 17.07.2003 N 1258-РП "О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" Префекту Центрального административного округа предписано обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию непосредственно на счета организаций - поставщиков тепловой энергии на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии, представляемых в финансово-казначейское управление данного административного округа.
Таким образом, получателями субсидий значатся теплоснабжающие предприятия, в данном случае ОАО "Мосэнерго".
Перечисление субсидий на счета теплоснабжающих организаций означает проведение между управляющими и теплоснабжающими организациями расчетов по тарифной группе "население".
Указанные распоряжения Правительства Москвы в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" было предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
В приложении N 4 к Закону города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" (ведомственная структура расходов бюджета города Москвы на 2006 год) к числу распорядителей бюджетных ассигнований по покрытию убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению отнесена Префектура.
С учетом изложенного, постановление РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, на которое ссылается истец, не может рассматриваться судом отдельно от распоряжений Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".
Совокупность и взаимосвязь указанных правовых актов определяет тарифное регулирование, осуществленное городом федерального значения на спорный период 2006 года, в отношении тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что ГУП ДЕЗ района Хамовники оплатило поставленную ОАО "Мосэнерго" в 2006 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому не только постановлением РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, но и иными правовыми актами - распоряжениями Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", оснований для взыскания долга за 2006 год с ответчика не имеется.
Фактически истребуемая истцом за 2006 год задолженность является не долгом ГУП ДЕЗ района Хамовники по Договору, а убытками ОАО "Мосэнерго", которые подлежат возмещению, при доказанности их размера, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах называет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае истец защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным городом Москвой механизмом возмещения его убытков в виде субсидирования, тогда как ответчику нормативно-правовые акты города Москвы право на получение субсидий не предоставляют, при этом реальным для ГУП ДЕЗ района "Хамовники" источником получения денежных средств для расчетов с ОАО "Мосэнерго" являются платежи населения за коммунальные услуги, соотносимые с тарифом на энергию для группы потребителей "население".
При изложенных обстоятельствах вывод апелляционной инстанции о правомерности применения ответчиком тарифа "население" при оплате энергии в спорный период соответствует вышеуказанным положениям приведенных выше нормативно-правовых актов.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, обжалуемое постановление является законным и обоснованным и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его изменения или отмены, в связи с чем кассационная жалоба ООО ОАО "Мосэнерго" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2009 года N 09АП-5987/2009-ГК по делу N А40-31333/08-29-337 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
|
М.В. Комолова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В приложении N 4 к Закону города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" (ведомственная структура расходов бюджета города Москвы на 2006 год) к числу распорядителей бюджетных ассигнований по покрытию убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению отнесена Префектура.
С учетом изложенного, постановление РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, на которое ссылается истец, не может рассматриваться судом отдельно от распоряжений Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".
...
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что ГУП ДЕЗ района Хамовники оплатило поставленную ... в 2006 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому не только постановлением РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, но и иными правовыми актами - распоряжениями Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", оснований для взыскания долга за 2006 год с ответчика не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2009 г. N КГ-А40/7423-09-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника