Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Юхнея М.Ф.,
судей Александрова В.Н., Чистякова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2008, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.10.2008 по делу N А40-3479/08-79-27, установила:
Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (Уватский район Тюменской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы, в котором просило признать недействительным решение Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) об отказе обществу в возврате 8 783 217,6 рублей излишне уплаченной таможенной пошлины, а также обязать ФТС России осуществить возврат данных денежных средств в форме зачета в счет исполнения обязанности по уплате других таможенных платежей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.10.2008 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Общество обратилось в ФТС России с заявлением о возврате 8 783 217,6 рублей, составивших разницу между суммой таможенной пошлины, которая подлежала уплате на момент подачи временной таможенной декларации N 42048456, и суммой, которую общество было вынуждено уплатить по более высокой ставке, установленной на момент подачи в последующем другой временной таможенной декларации N 10309140/010805/0000243.
Письмом от 21.12.2007 N 05-12/49243 ФТС России отказала обществу в удовлетворении его заявления.
Суд первой инстанции счел обоснованным отказ ФТС России в возврате обществу денежных средств, поскольку пришел к выводу об отсутствии факта излишней уплаты обществом таможенной пошлины.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с судом первой инстанции.
Между тем, по мнению коллегии судей, суды не учли следующее.
Решением от 21.12.2006, постановлением апелляционной инстанцией от 11.04.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-61819/2005-57/1461 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.07.2007 по тому же делу, с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 было признано незаконным решение Краснодарской таможни (далее - таможня) об отказе обществу в принятии временной таможенной декларации N 42048456.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вывод судов об отсутствии у судебных актов, принятых по делу N А32-61819/2005-57/1461 об оспаривании обществом отказа таможни в принятии временной таможенной декларации, преюдициального значения для рассматриваемого ими дела о возврате ФТС России излишне уплаченной таможенной пошлины со ссылкой на разный состав участвующих в этих делах лиц является необоснованным, поскольку и ФТС России, и таможня, входят в единую систему таможенных органов Российской Федерации, осуществляющих взимание таможенных платежей, в том числе вывозной таможенной пошлины, и контроль за их поступлением в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 355 Таможенного кодекса заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы.
При этом, как предусмотрено частью 4 статьи 355 Таможенного кодекса, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
В соответствии с Временной технологической схемой, утвержденной приказом ГТК России от 26.03.2001 N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных налогоплательщиков", и на основании соглашения от 10.06.2005 N КН-66 о взаимодействии при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизированном порядке, заключенного между обществом и ФТС России, общество, перечислило авансовые платежи на счет ФТС России в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Москве и поэтому правомерно подало заявление о возврате суммы излишне уплаченной пошлины в ФТС России, а не в таможню, которая незаконно отказала в принятии первоначальной таможенной декларации N 42048456.
Необоснованным является и вывод судов об отсутствии факта излишней уплаты обществом таможенной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 355 Таможенного кодекса излишне уплаченной суммой таможенных пошлин является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 138 Кодекса ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации
Как следует из судебных актов, принятых по упомянутому делу N А32-61819/2005-57/1461, при подаче первоначальной таможенной декларации общество указало сумму таможенной пошлины, подлежащую уплате в соответствии с законодательством.
В связи с отказом таможни в принятии данной таможенной декларации общество вынуждено было уплатить таможенную пошлину в размере, превышающем эту сумму.
Таким образом, с учетом признания судом этого отказа в принятии таможенной декларации незаконным разница в платежах правомерно в рассматриваемом случае определена обществом в соответствии с частью 1 статьи 355 Таможенного кодекса как излишне уплаченная сумма таможенной пошлины, подлежащая возврату.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-3479/08-79-27 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2008, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.10.2008 по данному делу.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 17 апреля 2009 года.
Председательствующий судья |
М.Ф. Юхней |
Судьи |
В.Н. Александров |
|
А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N ВАС-17440/08 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был