Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 августа 2009 г. N КА-А41/7270-09
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой,
судей: Л.В. Власенко и Э.Н. Нагорной
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Н.Г. Гусева (дов. от 30.12.08 г.);
от ответчика - М.В. Дергунова, (дов. N21634 от 26.08.08 г.);
рассмотрев 03.08.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 8 по МО на решение от 05.03.2009 г. Арбитражного суда Московской области, принятое судьёй В.С. Поповченко на постановление от 01.06.2009 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Э.П. Макаровской, А.А. Слесаревым, И.В. Чалбышевой по иску (заявлению) ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" о признании недействительным решения N 2497 от 04.04.08 г. к МРИ ФНС России N 8 по МО, установил:
ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области от 04.04.2008 N 2497 в части начисления и взыскания земельного налога, пени в общей сумме 17 621 440 руб. 80 коп.
Решением суда от 05.03.2009 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене.
В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на то, что принятые по делу судебные акты являются законными, и просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 9 месяцев 2007 г. МРИ ФНС России N 8 по Московской области 04.04.2008 принято решение N 2497, которым налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 16 657 919 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 963 521 руб. 80 коп. (т. 1 л.д. 47-53).
Основанием для принятия такого решения послужило непредставление налогоплательщиков документов, подтверждающих отнесение земельных участков к землям обороны и безопасности, которые подлежат исключению из состава объектов налогообложения по земельному налогу.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и действующему законодательству, в связи с чем отклоняет изложенные в жалобе доводы.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков (подпункт 1 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ).
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Совета Министров СССР от 02.02.1959 г. N 2-ПП-614с Предприятию отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создание испытательной станции площадью 33,1 га.
На данных земельных участках располагались объекты ВВС Министерства обороны СССР, которые согласно указанному постановлению были переданы ЛИИ им. М.М. Громова.
В соответствии с Постановлением главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 г. N 1443 за ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га (испытательная станция - 33,1 га и авиационный полигон -2114,3 га).
Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с выдачей кадастровых планов с указанием их кадастровой стоимости:
- авиационный полигон план N 35-2/06-2780 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- испытательная станция план N 35-2/06-2781 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 05 14:0121, площадь 331000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
При этом, согласно письмам N 845 и N 846 от 20 декабря 2005 года Отдела по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:35:070201:0001 (расположенный порядка 12 км. на север от ориентира п. Белоомут, площадью 2114,3000 га) идентифицирован как земельный участок с номером 50:35:001 03 03:0002;
- земельный участок с кадастровым номером 50:35:060 304:0002 (расположенный порядка 1 км. на север от ориентира п. Белоомут, площадью 33,1000 га) идентифицирован как земельный участок с номером 50:35:001 05 14:0121.
Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2005 г. N 1115-р утвержден Перечень N 46:224 земельных участков, расположенных на территории Московской области в границах Луховицкого района Московской области и находящихся в собственности Российской Федерации, согласно которому категория спорных участков определена как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с Уставом ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" является государственным научным центром Российской Федерации, чье имущество находится в собственности Российской Федерации.
К Основным видам деятельности предприятия, в числе прочих, относятся научно-методическое и метрологическое обеспечение создания на всех этапах летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;
комплексное противодействие иностранным техническим разведкам;
осуществление проектирования, разработки, изготовления и эксплуатации экспериментальных воздушных судов и других экспериментальных летательных аппаратов, в том числе беспилотных;
научно-методическое и метрологическое обеспечение создания (на всех этапах) летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;
разработка, производство, испытания (включая летные испытания) и утилизация вооружения, военной техники, боеприпасов, гражданской авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
подготовка специалистов парашютно-десантной службы.
Указом Президента РФ от 04.08.2004 г. N 1009 ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" включен в перечень стратегических предприятий (N 191 Перечня).
Согласно Постановлению Правительства Московской области от 06.04.2001 г. N 108/12 Предприятие вошло в перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.
Кроме того, ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" на 2007-2010 годы и на период до 2015 года, финансируемой за счет государственных капитальных вложений.
Апелляционный суд также установил, что на территории испытательного полигона ЛИИ систематически обнаруживаются и уничтожаются авиабомбы, минометные мины, артиллерийские снаряды. Данное обстоятельство налоговым органом не опровергнуто.
С учетом вышеуказанных установленных судами обстоятельств, ими сделан обоснованный вывод, что спорные земельные участки по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.
При этом судами принято во внимание разъяснение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, данное в письме от 13.03.2007 г. N Д08-840, в соответствии с которым при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом РФ.
Ссылка налоговой инспекции на отсутствие доказательств, свидетельствующих об ограничении оборота спорных земельных участков, отклонена судами, поскольку отсутствие Распоряжения Правительства РФ о разрешенном использовании в целях обеспечения обороны и безопасности, а также об ограничении оборотоспособности земельных участков не доказывает, что данные участки не имеют таких ограничений применительно к профилю их использования.
При вышеизложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о том, что спорные земельные участки, занятые под авиационным полигоном и испытательной станцией, в силу подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не являются объектом обложения земельным налогом, поскольку были предоставлены и используются заявителем при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ исключительно в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены постановления апелляционного суда.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами, переоценивать доказательства, так как это противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской обл. от 05.03.2009 г., постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 г. по делу N А41-10409/08 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Буянова |
Судьи |
Э.Н. Нагорная |
|
Л.В. Власенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Правительства Московской области от 06.04.2001 г. N 108/12 Предприятие вошло в перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.
...
С учетом вышеуказанных установленных судами обстоятельств, ими сделан обоснованный вывод, что спорные земельные участки по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.
При этом судами принято во внимание разъяснение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, данное в письме от 13.03.2007 г. N Д08-840, в соответствии с которым при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом РФ.
...
При вышеизложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о том, что спорные земельные участки, занятые под авиационным полигоном и испытательной станцией, в силу подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не являются объектом обложения земельным налогом, поскольку были предоставлены и используются заявителем при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ исключительно в интересах обороны и безопасности Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2009 г. N КА-А41/7270-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника