Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 1997 г. N 56-Г97-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А., Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 5 сентября 1997 г. по кассационному протесту прокурора на решение Приморского краевого суда от 24 июля 1997 г. дело по заявлениям прокуроров Первореченского и Советского районов г. Владивостока о назначении даты выборов в органы местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя мэра г. Владивостока Иванова Н.В. (доверенность N И-605 от 21.04.97 г.); заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., не поддержавшей кассационный протест, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокуроры пяти районов г. Владивостока обратились в суд с заявлениями о назначении даты выборов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления районов г. Владивостока в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", ссылаясь на то, что необходимая нормативная база для проведения таких выборов в городе до настоящего времени не создана, Уставы г. Владивостока и его пяти районов не приняты, органы местного самоуправления не сформированы, что, по мнению заявителей, является нарушением конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления.
При рассмотрении дела прокуроры трех районов г. Владивостока от заявленных в суде требований отказались. Этот отказ был принят судом; производство по делу в этой части было прекращено.
Решением Приморского краевого суда от 17 января 1997 г. заявления прокуроров Советского и Первореченского районов г. Владивостока были оставлены без удовлетворения.
В кассационном протесте поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" он подлежит применению в тех случаях, когда законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Этот Закон применяется для регулирования тех правоотношений, которые не урегулированы законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований.
Поскольку в Приморском крае нормативная база, необходимая для проведения выборов в органы местного самоуправления, была создана с принятием Законов от 17 октября 1995 г. "О выборах глав муниципальных образований в Приморском крае" и от 23 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июля 1996 г.) "О выборах в органы местного самоуправления Приморского края", суд пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" не может быть применен для назначения выборов в органы местного самоуправления районов г. Владивостока в судебном порядке.
При этом судом было учтено, что сам г. Владивосток в соответствии с действующим на территории Приморского края законодательством является муниципальным образованием, в котором должны быть сформированы органы местного самоуправления, правомочные в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления города.
Вопрос о формировании органов местного самоуправления в районах г. Владивостока или о нецелесообразности их создания в соответствии с п.п. 1, 4 ст. 8, ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона разрешается с учетом мнения населения города представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Судом обоснованно принято во внимание и то обстоятельство, что большинство населения г. Владивостока при проведении опроса о целесообразности сохранения районного деления города на выборах Президента Российской Федерации 1991 г. высказались по данному вопросу отрицательно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "указанного Федерального закона" имеется в виду "Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 24 июля 1997 г. оставить без изменения; кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 1997 г. N 56-Г97-1
Текст определения официально опубликован не был