Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. N 58-Г97-10
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 29-ПВ98ПР настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 1997 г. по кассационному протесту и.о. прокурора Хабаровского края на решение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 1997 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействительным Закона Хабаровского края от 31 октября 1996 г. N 74 "Об основах деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и административной ответственности за правонарушения в этой сфере деятельности".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., объяснения представителя Хабаровской краевой Думы З.С.В. (доверенность N 2-13/1229 от 24.11.97 г.), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.Л.Л., поддержавшей кассационный протест, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Хабаровского края от 31 октября 1996 г. "Об основах деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и административной ответственности за правонарушения в этой сфере деятельности" введено лицензирование деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и предусмотрена административная ответственность за нарушение положений данного закона.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании указанного закона недействительным по тем основаниям, что он принят с превышением полномочий Хабаровской краевой Думы, поскольку в нем установлены нормы гражданского права в то время, как в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а не ее субъектов; а административно-правовые нормы данного закона противоречат федеральному законодательству.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 1997 г. заявление прокурора было удовлетворено частично: суд признал недействительными положения Закона Хабаровского края от 31 октября 1996 г. "Об основах деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и административной ответственности за правонарушения в этой сфере деятельности" о введении административной ответственности за нарушения правил, предусмотренных данным законом, как противоречащие федеральному административному законодательству, а также п.п. 5 и 6 ст. 2 Закона, ограничивающие права физических лиц на получение лицензии на данный вид деятельности и устанавливающие запрет на оказание транспортных услуг лицам, не имеющим лицензии на право заниматься деятельностью, связанной с приобретением, переработкой, реализацией, транспортировкой лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов.
В удовлетворении требований прокурора о признании недействительным всего закона было отказано со ссылкой на то, что вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности были отнесены с совместному ведению Российской Федерации и Хабаровского края Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Хабаровского края от 24 апреля 1996 г.
В кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного протеста не усматривает.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Установление перечня лицензируемых видов деятельности относится к гражданскому законодательству, в связи с чем довод прокурора о том, что субъект Российской Федерации не может самостоятельно устанавливать на своей территории правила лицензирования отдельных видов деятельности, является обоснованным.
Вместе с тем, Российская Федерация является федеративным государством. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В соответствии с п. "л" ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Хабаровского края от 24 апреля 1996 г. помимо предметов ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края был отнесен ряд вопросов, находящихся в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в том числе вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Федеральный закон о лицензировании в настоящее время отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" перечень лицензируемых видов деятельности до принятия соответствующего Федерального закона определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", не относящим деятельность по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов к лицензируемым видам предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, данное постановление Правительства является подзаконным нормативным актом, временный характер действия которого прямо определен в ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
С учетом того, что субъект Российской Федерации наделен правом издания собственных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации это право может быть ограничено лишь с принятием Федерального закона по соответствующему вопросу, отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, путем приведения закона субъекта Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом.
При указанных условиях вывод суда первой инстанции о том, что лицензирование деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов введено на территории Хабаровского края Хабаровской краевой Думой правомерно, является правильным.
Правильным является решение суда и в части признания недействительными положений Закона от 31 октября 1996 г. об ограничении права физических лиц на получение лицензий на занятие деятельностью по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов и права перевозчиков лома и отходов черных и цветных металлов. Эти ограничения противоречат ст. 34 Конституции Российской Федерации, ст. 421 ГК РФ и законными быть признаны не могут.
В решении суда правильно указано на то, что нормы обжалуемого краевого закона об административной ответственности за нарушение положений этого закона противоречат федеральному законодательству и являются недействительными.
Законодательство об административных правонарушениях находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации). Полномочия представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных актов об административной ответственности определены в ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В перечень вопросов, по которым субъект Российской Федерации может принимать нормы об административной ответственности граждан и должностных лиц, вопросы, связанные с нарушением правил осуществления предпринимательской деятельности, не отнесены, в связи с чем Хабаровской краевой Думой административная ответственность за нарушение порядка занятия деятельностью по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов введена неправомерно.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 октября 1997 г. оставить без изменения; кассационный протест и.о. прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. N 58-Г97-10
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 29-ПВ98ПР настоящее определение отменено