Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 1997 г. N 88-Г97-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 15 июля 1997 года гражданское дело по заявлениям ТОО "Кредо" и АОЗТ "ТНВ" о признании частично недействительными постановлений главы администрации Томской области по кассационной жалобе администрации Томской области на решение Томского областного суда от 21 марта 1996 года, которым постановления главы администрации Томской области N 230 от 19 августа 1996 года "О лицензировании торговли товарами, облагаемыми акцизами" и N 330 от 4 декабря 1996 года "О внесении изменения в постановление главы администрации Томской области от 19 августа 1996 года N 230" признаны недействительными в части п. 6 абзаца "в", устанавливающего размер оплаты за выдачу лицензии на право оптовой и розничной торговли бензином - 0,1% от минимальной месячной оплаты труда за 1 литр и его новой редакции: "на право оптовой и розничной торговли бензином - 0,05% от утвержденного законом минимального размера оплаты труда за 1 литр", в остальной части заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Д.П.А., заслушав объяснения представителей АЗОТ "ТНВ" В.Н.К. и ТОО "Кредо" Г.Г.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
главой администрации Томской области 19 августа 1996 года было принято постановление N 230 "О лицензировании торговли товарами, облагаемыми акцизами", абзацем 2 п. 3 которого определено, что оптовая и розничная торговля бензином автомобильным подлежит лицензированию п. 6 абзацем "в" установлен размер платы за выдачу лицензии в размере 0,1% минимальной оплаты труда за 1 литр.
Постановлением N 330 от 4 декабря 1996 года "О внесении изменения в постановление главы администрации Томской области N 230 от 19 августа 1996 года" в абзац "в" п. 6 внесено изменение по размеру оплаты за выдачу лицензии и он был изложен в следующей редакции: "на право оптовой и розничной торговли бензином - 0.05% от утвержденного законом минимального размера оплаты труда за 1 литр".
ТОО "Кредо" и АЗОТ "ТНВ" обратились в суд с заявлениями, в которых просили о признании указанных выше пунктов постановлений главы администрации Томской области недействительными, в обоснование которых указывали на то, что она приняты некомпетентным органом и в противоречии с федеральными законами и нормативными актами.
Томский областной суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует представитель администрации Томской области.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения заявлений и вынесении нового решения об отказе в их удовлетворении в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда в удовлетворенной части заявлений ТОО "Кредо" и АЗОТ "ТНВ".
Уставами заявителей предусмотрена деятельность по содержанию и эксплуатации автозаправочных станций.
П. 22 Перечня видов деятельности, лицензируемой на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения - приложения N 2 к постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 года N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по содержанию и эксплуатации автозаправочных станций, поэтому данный вид деятельности заявителей подлежал лицензированию. Наличие других видов деятельности заявителей, предусмотренных их Уставами, которые не подлежали лицензированию. не освобождали от оформления лицензий на указанный вид деятельности, поскольку в соответствии с п. 5 Примерного порядка лицензирования отдельных видов деятельности - Приложения N 1 к указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации, лицензии выдаются на каждый вид деятельности. При производстве сопряженных видов продукции (работ, услуг) юридическое или физическое лицо может быть владельцем нескольких лицензий. При расширении видов деятельности соискатель должен получать на каждый из них новую лицензию.
В связи с изложенным глава исполнительной власти Томской области был вправе принять постановление, касающееся лицензирования торговли товарами, облагаемыми акцизами, поскольку бензин автомобильный Законом Российской Федерации "Об акцизах" отнесен к такой категории товаров (ст. 1 названного закона), а деятельность по содержанию и эксплуатации автозаправочных станций включает продажу бензина автомобильного физическим и юридическим лицам, т.е. относится к торговым предприятиям со специфическими формами обслуживания.
Таким образом, требования, изложенные в п. 6 абзаце "в" постановления главы администрации Томской области N 230 от 19 августа 1996 года "О лицензировании торговли товарами, облагаемыми акцизами", о лицензировании бензина автомобильного нельзя признать незаконными.
Требования, изложенные в абзаце "в" п. 6 указанного выше постановления и постановления N 330 от 4 декабря 1996 года, которым установлены размеры оплаты за лицензирование торговли подакцизными товарами (бензин автомобильный) в размере 0,1% (0,05%) от минимальной месячной оплаты труда за 1 л обоснованно признаны судом незаконными как принятыми не тем органом.
Ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами,
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Таким образом, лицензионный сбор отнесен к местным налогам и устанавливается представительными органами власти, а не органами исполнительной власти (ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции N 3317-I от 16 июля 1992 г.).
При таком положении суд правильно сделал вывод о том, что размер лицензионного сбора за оптовую и розничную продажу бензина автомобильного подлежал установлению не главой исполнительной власти, а представительным органом власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 304, 305 п. 1, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 21 марта 1997 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Томской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 1997 г. N 88-Г97-4
Текст определения официально опубликован не был