Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 1998 г. N 31-Г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 марта 1998 г. по кассационному протесту прокурора на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 23 января 1998 г. дело по заявлению прокурора Чувашской Республики о признании недействительными пункта 2, абзаца 3 п. 4, п. 10, абзацев 3 и 4 п. 11 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 1997 года N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком ее торговли".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.Л.Л., поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 января 1997 года Кабинет Министров Чувашской Республики принял постановление N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком ее торговли". Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительными отдельных положений этого постановления по тем мотивам, что согласно ст. 71 (пункт "ж") Конституции Российской Федерации финансовое регулирование и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории (ч. 1 ст. 76). Пунктом "б" ст. 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Согласно же абзацу 3 п. 4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики кабинет "осуществляет регулирование предельных размеров торговых надбавок на алкогольную продукцию, включая ввозимую из-за пределов Чувашской Республики, имея в виду использование части полученных средств на поддержку ликеро-водочной промышленности для обеспечения государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, возмещения части расходов по приобретению сырья и другого социального развития", что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому государственное регулирование цен и надбавок на внутреннем рынке России на алкогольную продукцию является прерогативой Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Пункт 2 постановления, в соответствии с которым "...в целях защиты потребителей от недоброкачественной алкогольной продукции все организации и частные предприниматели начиная с 1 февраля 1997 года должны подтверждать в Чувашском центре стандартизации, метрологии и сертификации факт сертификации и качества этой продукции, ввозимой из-за пределов Чувашской Республики в соответствии с Порядком согласно приложению" противоречит статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации, гарантирующим единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг на всей территории Российской Федерации, а также п. 4 "Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 8 октября 1993 года N 995, устанавливающего исчерпывающий перечень способов подтверждения сертификации.
Пункт 10 постановления, который указывает, что "дополнительными требованиями при выдаче лицензий на различную торговлю алкогольной продукцией являются:
- согласование режима работы торгового предприятия или отдела, реализующего алкогольную продукцию,
- наличие и соблюдение согласованного ассортиментного перечня реализуемых товаров;
- представление сведений об объемах реализуемой алкогольной продукции в течение года, в том числе ввозимой из-за пределов республики, по форме установленной Министерством экономики Чувашской Республики;
- обеспечение приема стеклотары от населения с учетом согласованных залоговых цен,
по мнению прокурора, не соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", согласно которой установление порядка лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 6 процентов от объема алкогольной продукции относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Прокурором указано и на противоречие этого пункта п. 5 "Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией".
Незаконным и противоречащим п. "е" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по мнению прокурора, являются абзацы 3 и 4 п. 11 постановления, предписывающие органам самоуправления районов и городов "устанавливать размер платы за право розничной торговли алкогольной продукцией в зависимости от объявленного дохода от их реализации; увеличить ставку сбора за право розничной торговли ввозимой на территорию республики с содержанием этилового спирта более 28 процентов в два раза", поскольку право установления указанного сбора предоставлено представительным органам власти местного самоуправления.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 1998 г. заявление прокурора было удовлетворено в части признания недействительным абзаца 3 п. 4; абзацев 3 и 4 п. 11 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 1997 года N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком ее торговли".
В остальной части заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения в части отказа в признании недействительными пунктов 2 и 10 оспариваемого постановления, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, основы ценовой политики, находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, которым не могут противоречить законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 3, 10 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции относится регулирование цен на этиловый спирт. Порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" был утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (товаров) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. В этот перечень включены водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
Абзац 3 п. 4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 1997 года N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком ее торговли" предоставляет право регулирования предельных размеров торговых надбавок на алкогольную продукцию самому Кабинету Министров Чувашской Республики, что противоречит вышеуказанным федеральным нормативным актам.
Выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными, как и в части признания недействительными абзацев 3, 4 п. 11 постановления, которые предписывают органам местного самоуправления районов и городов устанавливать размер платы "за право торговли вино-водочными изделиями в зависимости от объявленного дохода от их реализации..." и "увеличить ставку сбора за право розничной торговли ввозимой на территорию республики алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 28 процентов в два раза".
Согласно подп. "е" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается представленными органами местного самоуправления. Такое право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Оспариваемые прокурором абзацы п. 11 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики противоречат федеральному законодательству.
Доводы представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что оспариваемая норма носит рекомендательный характер, правильно не приняты судом во внимание, поскольку положения этой нормы носят императивный характер.
Вместе с тем, решение суда в части отклонения требований о признании недействительными п.п. 2 и 10 оспариваемого постановления правильным быть признано не может.
Порядок сертификации продукции и услуг определен Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", в соответствии со ст. 2 которого отношения в области сертификации регулируются этим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации, то есть регулируется федеральным законодательством и нормативными актами федеральных органов государственной власти.
При обращении в суд прокурор ссылался на то, что проверка Чувашским Центром стандартизации, метрологии и сертификации факта сертификации и качества алкогольной продукции, ввозимой из-за пределов Чувашской Республики, противоречит п. 4 "Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 8 октября 1993 года N 995, который, по мнению заявителя, запрещает требовать от продавца дополнительных документов, подтверждающих факт сертификации.
Суд признал этот довод необоснованным, сославшись на то, что п. 4 Правил не содержит подобного запрета, а лишь устанавливает, что на каждую партию реализуемых товаров торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию.
Выводы суда в этой части являются ошибочными.
Из п. 2 оспариваемого постановления усматривается, что в Чувашской Республике устанавливается особый порядок подтверждения факта сертификации ввозимой продукции, которая ранее уже была сертифицирована за пределами республики.
Вопреки положению п. 4 "Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", в соответствии с которым продавец для подтверждения факта сертификации своего товара должен иметь только один из указанных в данном пункте документов, п. 2 оспариваемого постановления обязывает продавцов дополнительно подтверждать соответствие уже сертифицированного товара предъявляемым к алкогольной продукции требованиям и получать дополнительные документы на право продажи этого товара.
Ссылка суда на то, данный# п. 2 издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией", п. 4 которого рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры к недопущению продажи алкогольной продукции в случаях отсутствия сертификатов соответствия, а также информации об изготовителе продукции, также является необоснованной, поскольку в этом постановлении Правительства Российской Федерации отсутствует норма, позволяющая исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок подтверждения факта сертификации, а предложено принять меры к недопущения продажи несертифицированной продукции.
Доводы прокурора о том, что указанный пункт 2 постановления противоречит ст.ст. 8, 74 Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, а также Закону Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" являются обоснованными. Решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения на основании п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР.
Пункт 10 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики устанавливает дополнительные требования к продавцам алкогольной продукции при выдаче лицензии:
- согласование режима работы торгового предприятия или отдела, реализующего алкогольную продукцию;
- наличие и соблюдение согласованного ассортиментного перечня реализуемых товаров:
- предоставление сведений об объемах реализуемой алкогольной продукции в течение года:
- обеспечение приема стеклотары от населения с учетом согласованных залоговых цен.
Довод прокурора о том, что указанный пункт противоречит пункту 5 Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987, запрещающему при подаче заявления о получении лицензии требовать от заявителя документы не предусмотренные этим пунктом также являются обоснованными. Все указанные дополнительные требования подразумевают наличие документов, подтверждающих исполнение этих дополнительных требований.
По смыслу ч. 3 ст. 49 ГК РФ необходимые для выдачи лицензии документы должны быть представлены в выдающий лицензии орган до выдачи лицензии. Требование исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации о предоставлении каких-либо дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, документов в процессе осуществления предпринимательской деятельности противоречит ст. 34 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности, и п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы гражданского права и, в частности, лицензирования, отнесены к ведению Российской Федерации, а не её субъектов.
На основании п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 1998 г. в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействительными пп. 2 и 10 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 1997 г. N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком её торговли" отменить.
Вынести по данной части требований новое решение, которым признать недействительными пп. 2 и 10 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 1997 г. N 8 "О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за производством, оборотом алкогольной продукции и порядком её торговли".
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 1998 г. N 31-Г98-3
Текст определения официально опубликован не был