Пояснительная записка к проекту федерального закона N 338415-6
"О внесении изменений в главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации имеет место практика нарушения органами исполнительной власти и местного самоуправления своих обязательств по финансовому обеспечению деятельности государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, а также учреждений, осуществляющих иные социально-значимые функции.
Привлечь органы государственной власти и местного самоуправления к административной ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение финансовых обязательств невозможно, поскольку они не являются субъектами административной ответственности.
Между тем, нефинансирование или несвоевременное финансирование бюджетных и казенных учреждений часто приводит к тому, что они оказываются не в состоянии в процессе своей деятельности обеспечить санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, требования по использованию электрической энергии и т.п. Либо, для того чтобы обеспечить их соблюдение, им приходится использовать не по назначению имеющиеся у них бюджетные средства. В результате уполномоченные государственные органы привлекают сами учреждения и их должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа.
Размеры штрафов составляют:
по статьям 6.4 *(1), 9.11 *(2), 19.5 ч. 1 *(3) от 1 до 2 тысяч рублей для должностных лиц и от 10 до 20 тысяч рублей для учреждений;
по статье 6.6 *(4) от 2 до 3 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч рублей для учреждений;
по статье 6.7 *(5) от 3 до 7 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 70 тысяч рублей для учреждений;
по статье 15.14 *(6) от 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и от 40 до 50 тысяч рублей для учреждений;
по ч. 13 ст. 19.5 *(7) от 5 до 6 тысяч рублей для должностных лиц и от 90 до 100 тысяч рублей для учреждений;
по ч. 14 ст. 19.5 *(8) от 15 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 150 до 200 тысяч рублей для учреждений;
по ч. 2 ст. 19.30 *(9) от 20 до 40 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей для учреждений;
по ч. 1 ст. 20.4 *(10) от 6 до 15 тысяч рублей для должностных лиц и от 150 до 200 тысяч рублей для учреждений.
При этом высокие штрафы для юридических лиц все равно будут выплачивать преимущественно за счет бюджетных денег.
Таким образом, учреждения и их должностные лица несут административную ответственность за неисполнение требований, которые они объективно не в состоянии исполнить по причине отсутствия надлежащего финансирования или по причине не своевременного финансирования, что безусловно является несправедливым.
В связи с изложенным, настоящим законопроектом предполагается установить следующее. Если административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.4, 6.6, 6.7, 9.11, 15.14, частями 1, 13, 14 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.30, статьей 20.4, совершены государственными или муниципальными казенными или бюджетными учреждениями или должностными лицами указанных учреждений вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения учредителем обязанностей по финансовому обеспечению деятельности указанных учреждений, административный штраф, предусмотренный в качестве ответственности за указанные административные правонарушения, подлежит десятикратному снижению.
Кроме того, устанавливается как общая норма, что неисполнение или несвоевременное исполнение учредителем государственных или муниципальных бюджетных или казенных учреждений обязанностей по их финансированию, если это способствовало совершению административного правонарушения, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
_____________________________
*(1) Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
*(2) Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки
*(3) Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
*(4) Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
*(5) Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения
*(6) Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов
*(7) Невыполнение в установленный срок законного предписания органами, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания
*(8) Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи
*(9) Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации
*(10) Нарушение требований пожарной безопасности
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие настоящего федерального закона не требует расходов из федерального бюджета и не изменяет финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Приятие федерального закона "О внесении изменений в главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.