Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. N Пр-3499.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" внесены изменения в статью 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым, начиная с 2013 года, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Указанный тариф постепенно повышается и составит, начиная с 2015 года, 9 и 6 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам N 1 и N 2 соответственно.
Предусматривается, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, которым является разработанный законопроект.
В настоящее время законодательством Российской Федерации фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно:
аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
специальная оценка условий труда, которая согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам;
государственная экспертиза условий труда, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Очевидно, что указанные процедуры должны быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
При этом указанная объединенная процедура должна представлять собой универсальный инструмент перехода от формального "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Таким образом, основной целью принятия законопроекта является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Основными этапами проведения специальной оценки условий труда станут:
подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
идентификация вредности (опасности);
декларирование соответствия условий труда;
измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
оформление результатов специальной оценки условий труда.
Новеллами законодательства Российской Федерации об охране труда станут нормы законопроекта, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом в случае декларирования соответствия условий труда работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволит существенно снизить затраты малых предприятий.
Также в целях оптимизации расходов на проведение специальной оценки условий труда планируется возможность учета результатов исследований и измерений потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя, в том числе в ходе проведения производственного контроля в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Одновременно положениями законопроекта планируется повысить уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования.
Положения законопроекта также делегируют профсоюзам право на представление предложений по проведению внеплановой специальной оценки.
Законопроектом предусматривается возможность использования результатов специальной оценки условий труда во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями, в том числе:
предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
организация обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
оценка уровня профессиональных рисков;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с законопроектом испытательные лаборатории (центры), являющиеся структурными подразделениями соответствующих организаций, проводящих специальную оценку условий труда, аккредитуются национальным органом Российской Федерации по аккредитации на проведение исследований (испытаний) и измерений всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных положениями законопроекта, что исключает возможность создания института посредничества в данной сфере и обеспечивает формирование цивилизованного рынка высококачественных услуг в области оценки условий труда.
Перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса сформулирован с учетом правоприменительной практики "Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнений работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 ноября 2011 г. N 1034н, и полностью согласуется с российскими и международными стандартами в части требований к оснащению испытательных лабораторий (центров).
Необходимо отметить, что при проведении специальной оценки условий труда потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса подлежат не только измерениям, но и исследованиям, в том числе требующим специальных познаний в области медицины.
При этом, учитывая необходимость проведения в ходе специальной оценки условий труда оценки уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от соответствующих нормативов (гигиенических нормативов), положениями законопроекта устанавливается требование к отдельным экспертам организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии высшего образования в области гигиены труда.
С целью обеспечения максимальной "прозрачности" проведения процедуры специальной оценки условий труда законопроектом установлены однозначно понимаемый терминологический аппарат, права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, а также организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с законопроектом Федеральная служба по труду и занятости будет наделена полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в рамках осуществляемого ей в настоящее время государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, а также по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
Кроме того, законопроектом в рамках определения порядка допуска к осуществлению деятельности в области специальной оценки условий труда предлагается наделить Минтруд России полномочиями по проведению аттестации и выдаче соответствующих сертификатов экспертам в области специальной оценки условий труда, а Федеральную службу по аккредитации предусматривается наделить полномочиями по проведению аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
Минтруд России также наделяется полномочиями по ведению федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда, призванной обеспечить доступ и использование результатов специальной оценки условий труда уполномоченными органами государственной власти. Начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 года.
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей законопроектом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.
Риски возможных негативных последствий принятия законопроекта отсутствуют.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Реализация Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней.
Предусмотренные законопроектом мероприятия по созданию Федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда уже сейчас частично реализуются Минтрудом России в рамках текущего финансирования, а ее непосредственное ведение будет осуществляться Минтрудом России в пределах штатной численности сотрудников и выделяемых на обеспечение его деятельности бюджетных ассигнований и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Полномочия соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предусматриваемые законопроектом, будут осуществляться в пределах штатной численности их сотрудников и выделяемых бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности данных федеральных органов исполнительной власти.
Одновременно, за счет снятия с работодателя обязанности по проведению сертификации организации работ по охране труда, которая будет заменена процедурой декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут снижены затраты субъектов предпринимательской деятельности.
По экспертным оценкам затраты хозяйствующих субъектов на оплату услуг консультантов при подготовке к сертификации организации работ по охране труда и оплату услуг сертификационного органа составляют в среднем не менее 250 рублей на одного работника, а по Российской Федерации совокупные затраты составляют около 17 млрд. рублей.
Указанные средства будут сэкономлены в результате принятия законопроекта и могут быть направлены на осуществление иных мероприятий в области охраны труда.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О специальной оценке условий труда" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
- Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в части установления в качестве основания для предоставления гарантий иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, результатов специальной оценки условий труда);
- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в части установления в качестве основания для предоставления гарантий иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, результатов специальной оценки условий труда);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в части уточнения отдельных понятий Федерального закона и дополнения перечня сведений, указываемых в общей и профессиональной частях индивидуального лицевого счета);
- Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда);
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в части введения системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая учет пенсионных прав и условий пенсионного обеспечения работников, за которых ранее осуществлялась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации);
- Федеральный закон от 18 июня 2001г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в части установления в качестве основания для предоставления гарантий иным работникам, участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи, результатов специальной оценки условий труда);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части установления особенностей применения дополнительных тарифов страховых взносов, в том числе с учетом их дифференциации в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда);
- Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части установления порядка учета результатов специальной оценки условий труда при определении специального стажа работы, дающего право на досрочную трудовую пенсию в рамках обязательного пенсионного страхования, условий досрочного выхода на пенсию);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в части приведения положений Трудового кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда");
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части определения особенностей уплаты дополнительных страховых взносов и прав плательщиков на получение вычетов, в том числе путем дифференциации дополнительных тарифов указанных страховых взносов в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда).
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О специальной оценке условий труда"
I. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с проектом федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект):
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию в связи с законопроектом:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей".
Основанием для утверждения Перечня видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, является часть 7 статьи 9 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является установление особого порядка проведения специальной оценки условий труда для отдельных видов деятельности и организаций.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
Основанием для утверждения Порядка ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, является часть 2 статьи 19 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение систематизированного учета организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Исполнитель - Минтруд России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда".
Основанием для утверждения Порядка аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда является часть 1 статьи 20 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является установление требований к порядку допуска к профессиональной деятельности экспертов в области специальной оценки условий труда.
Исполнитель - Минтруд России.
III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие признанию утратившими силу в связи с законопроектом:
1. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 16 июля 1993 г. N 139 "Об утверждении Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда".
2. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 20 июня 1994 г. N 49 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда".
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с законопроектом:
1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
V. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие принятию в связи с законопроектом:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда".
Основанием для утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда является часть 3 статьи 8 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является установление порядка организации и проведения специальной оценки условий труда, определение критериев классификации условий труда на рабочем месте, утверждение формы отчета комиссии, включая формы документов, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 15, и инструкции по их заполнению.
Исполнитель - Минтруд России.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса".
Основанием для утверждения Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса является часть 1 статьи 10 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является создание систематизированного учета вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, выявляемых на рабочих местах.
Исполнитель - Минтруд России.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении формы, порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядка ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
Основанием для утверждения формы, порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядка ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда являются части 1 и 2 статьи 11 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является установление на территории Российской Федерации единой формы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и формирование информационного ресурса в области декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Исполнитель - Минтруд России.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты".
Основанием для утверждения Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты является часть 6 статьи 14 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является стимулирование работодателей к улучшению условий труда за счет применения современных и высокоэффективных средств индивидуальной защиты.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Роспотребнадзор.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда".
Основанием для утверждения Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда, является часть 7 статьи 18 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - I квартал 2015 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение функционирования Федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Роструд, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Роспотребнадзор, ФМБА России.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении формы, технических требований и инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда".
Основанием для утверждения формы, технических требований и инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда является часть 4 статьи 20 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение реализации права экспертов, прошедших аттестацию, на выполнение работ в области специальной оценки условий труда.
Исполнитель - Минтруд России.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда".
Основанием для утверждения Порядка ведения реестра лиц, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, является часть 5 статьи 20 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2013 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение систематизированного учета экспертов в области специальной оценки условий труда.
Исполнитель - Минтруд России.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда".
Основанием для утверждения порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий является часть 1 статьи 23 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - I квартал 2014 года.
Целью принятия данного нормативного правового акта является обеспечение создания системы экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Исполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.