Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339803-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях реализации решения совместного заседания Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа и Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления.
Предлагаемые изменения и дополнения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") связаны с многолетней практикой применения указанного Федерального закона и обусловлены следующими обстоятельствами.
1. Статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 20 части 1 статьи 14 и пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по-разному формулируют полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Если Земельный кодекс Российской Федерации предполагает осуществление муниципального земельного контроля, то Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения и городского округа. Поскольку понятие "использование земель" законодательством не определено, указанное противоречие двух федеральных нормативных правовых актов порождает трудности в правоприменении.
2. Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (в том числе установление тарифов для муниципальных предприятий, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам). В то же время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктом 4 статьи 17" следует читать "Пунктом 4 части 1 статьи 17"
Таким образом, в настоящее время отсутствует единообразный подход в установлении провозной платы (тарифа) за перевозку пассажиров в одном и том же виде транспорта ввиду наделения данными полномочиями как органов местного самоуправления в отношении муниципальных перевозчиков, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении частных перевозчиков.
Исходя из изложенного, предлагается дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положением об отнесении к полномочиям органов местного самоуправления установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа.
3. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания могут проводиться по закрытому перечню вопросов.
Вместе с тем зачастую возникает необходимость принятия обоснованных решений по наиболее значимым вопросам муниципального образования, не входящим в перечень вопросов, по которым могут проводиться общественные слушания.
Однако процедура организации органами местного самоуправления общественных обсуждений действующим законодательством не определена.
На основании изложенного, а также с учетом того, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит исчерпывающий перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, предлагается дополнить данный перечень такой формой, как общественные обсуждения.
4. Статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия. В этой связи предлагается дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соответствующими положениями в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе.
5. Статья 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает наличие в структуре органов местного самоуправления иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Часть 1 статьи 43 Федерального закона включает в систему муниципальных правовых актов правовые акты иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако перечень таких актов Законом не установлен.
В этой связи предлагается дополнить Федеральный закон положением, определяющим в качестве форм правовых актов, принимаемых иными органами местного самоуправления, приказы и распоряжения в зависимости от характера регулируемых вопросов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, вследствие чего не требует заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие указанного проекта федерального закона потребует внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.