Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339804-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" предлагается дополнить статью 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений", в которой приведен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей, судебно-психиатрическими экспертными стационарами, предназначенными для помещения в них лиц, содержащихся под стражей. Кроме того, предлагается дополнить Закон статьей 8.1, регламентирующей порядок обеспечения безопасности и охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров органами Федеральной службы исполнения наказаний.
Так, законодателем регламентировано обязательное проведение судебных психолого-психиатрических экспертиз с целью определения психического состояния обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве. При этом если при назначении или производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в психиатрический стационар.
Вместе с тем до настоящего времени на законодательном уровне не закреплены органы государственной власти, на которые возложены обязанности по охране судебно-психиатрических экспертных стационаров, предназначенных для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.
Так, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
Однако в статье 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений", в которой приведен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей, судебно-психиатрические экспертные стационары не указаны, в связи с чем органы ФСИН России не имеют правовых оснований для принятия под охрану указанных отделений.
В связи с этим в каждом случае следственные органы вынуждены назначать и проводить стационарные психолого-психиатрические экспертизы обвиняемых, содержащихся под стражей, в ФГБУ "ГНЦССП имени В.П. Сербского" Минздрава России. При этом сроки организации проведения указанных экспертиз (с учетом этапирования) составляют от 6 до 10 месяцев, что противоречит позиции Европейского Суда по правам человека, а также Верховного Суда Российской Федерации о разумных сроках уголовного судопроизводства и негативным образом влияет на права участников уголовного процесса.
Одновременно с этим на территории ряда субъектов России на базе региональных психиатрических больниц имеются экспертные стационары, предназначенные для производства указанного вида экспертиз. Вместе с тем охрана данных стационаров органами ФСИН России не осуществляется и, как следствие, стационарные экспертизы не проводятся.
Решение данной проблемы видится во внесении изменений в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений".
В связи с этим проектом предусмотрено дополнить указанный Закон нормами, регламентирующими основания обеспечения охраны психиатрических стационаров, предназначенных для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.
Предложенные нормы восполняют имеющийся пробел. Принятие законопроекта будет способствовать более оперативному осуществлению уголовного преследования по уголовным делам, расследование которых затягивается вследствие длительного производства стационарных психиатрических экспертиз в ФГБУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского" Минздрава России, и не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов любых уровней.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений"
Данный законопроект направлен на устранение пробела, существующего в действующем законодательстве, а также на соблюдение позиции Европейского Суда по правам человека об осуществлении уголовного судопроизводства в разумные сроки.
В настоящее время на территории Российской Федерации имеется 41 экспертный психиатрический стационар, предназначенный для производства стационарных психиатрических экспертиз в отношении лиц, содержащихся под стражей.
Данные стационары существуют на базе региональных психиатрических больниц.
Финансирование психиатрических стационаров осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов региональных министерств и медицинских учреждений и дополнительного финансирования не требует.
Увеличение штатной численности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний для обеспечения охраны психиатрических стационаров не потребуется, поскольку количество сотрудников органов ФСИН позволяет осуществлять посменную охрану данных стационаров.
Таким образом, принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" дополнительных затрат из федерального бюджета не требует.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" потребует внесения изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.