Пояснительная записка к проекту федерального закона N 174312-6
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" и статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(в части закрепления положений о возможности для всех субъектов малого предпринимательства ведения бухгалтерской (финансовой) отчётности в упрощённом виде)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившим в силу с 1 января 2013 г. все организации (коммерческие и некоммерческие, органы власти, фонды и т.д.) обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения (ст. 2 Закона).
Исключением являются только структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных государств, находящиеся на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведущие учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения.
Ранее действовавший Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 4 Закона) предусматривал освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).
Ведение бухгалтерского учета в полном объёме предполагает повышение расходов малых предприятий и некоммерческих организаций, в том числе на оплату труда квалифицированного бухгалтера (штатного или привлечённого), регулярное проведение обучения и повышение квалификации, что приведет к ухудшению условий ведения ими своей деятельности.
Целесообразно обеспечить для малых предприятий и отдельных форм некоммерческих организаций возможность формирования бухгалтерской отчетности в упрощенном виде.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержит положения о том, что регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с принципами упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства (ст. 20 Закона).
Кроме того, указывается, что федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства (ст. 21 Закона).
В то же время прямого указания о том, что все субъекты малого бизнеса имеют право на применение упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчётности в указанном законе не содержатся. Нормативное регулирование указанных вопросов ранее осуществлялось на уровне актов, разъяснений и информаций Минфина России.
Кроме того, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации могут предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Таким образом, указанный закон ограничивает перечень субъектов малого предпринимательства по сравнению с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предприятиями, осуществляющими отдельные виды деятельности. Перечень видов деятельности, по которым может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий до настоящего времени не утверждён.
Таким образом, в настоящее время в законодательстве чётко не прописано право всех без исключения субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций на применение упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Более того, по данному вопросу существуют противоречия в федеральном законодательстве.
Отсутствие закрепленного единообразного подхода к формированию бухгалтерской отчётности может привести к массовому нарушению прав предпринимателей, связанных с требованиями формировать бухгалтерскую отчётность за 2013 год в обычном режиме, наряду с крупными предприятиями.
Предлагаемый законопроект устраняет противоречие в законодательных актах федерального уровня, снимая ограничение на применение упрощённой системы осуществлением видов деятельности, а также напрямую вносит в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" положение о том, что упрощённый режим распространяется на все субъекты малого предпринимательства без ограничений и отдельные формы некоммерческих организаций.
Для индивидуальных предпринимателей законопроект устанавливает дополнительный вид учёта результатов своей деятельности в соответствии с законодательством о налогах и сборах: наряду с учётом доходов, доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, предлагается учитывать физические показатели, характеризующие определённый вид предпринимательской деятельности.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Принятие указанного законопроекта не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет бюджетных средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.