Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 156578-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(о размещении на официальном сайте уполномоченного органа актов проведенных контрольных проверок в сфере транспорта) внесен депутатом Государственной Думы В.С. Селезневым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 156578-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (о размещении на официальном сайте уполномоченного органа актов проведенных контрольных проверок в сфере транспорта), внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Селезневым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) новой частью с тем, чтобы обязать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере транспорта, размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" акты контрольно-надзорных проверок. Данное предложение вносится в целях повышения уровня осведомленности граждан.
Обращаем внимание, что Федеральный закон N 294-ФЗ устанавливает общие правовые норы и требования к организации и осуществлению государственного (муниципального) контроля (надзора). Частью 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ определены виды государственного (муниципального) контроля (надзора), которые содержат особенности правового регулирования при организации и проведении контрольно-надзорных проверок. Такие особенности устанавливаются специальными федеральными законами.
Поскольку предлагаемое законопроектом изменение не затрагивает общих норм и распространяется на правоотношения в сфере транспорта, рассматривать его следует как особенность организации и проведения контрольно-надзорных проверок в сфере транспорта. Соответственно, вносить данное изменение следует не в базовый Федеральный закон N 294-ФЗ, а в специальные федеральные законы, затрагивающие вопросы регулирования государственного контроля (надзора) в сфере транспорта. К таким видам контроля (надзора) в соответствии с пп. 9-11 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ относятся федеральный государственный транспортный надзор в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта), федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности. Правовое регулирование данных правоотношений регулируется, в частности, Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 г. N 60-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. N 81-ФЗ, Федеральным законом от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и т.д.
Следует также отметить, что порядок оформления результатов проверки предполагает, что хозяйствующие субъекты, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы государственного (муниципального) контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (ч. 12 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). Более того, предприниматель обладает конституционным правом (ст.46 Конституции Российской Федерации) обжаловать результаты проверки и действия должностных лиц контрольного органа в судебном порядке.
Таким образом, предлагаемое законопроектом размещение на официальном сайте контрольно-надзорного органа актов проверок, результаты которых не оспорены и не являются окончательными, противоречит концепции Федерального закона N 294-ФЗ, заключающейся в презумпции добросовестности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и обеспечении гарантии правовой защиты их прав при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора). При этом не исключено, что данная схема может использоваться как механизм дискредитации предпринимателей и недобросовестной конкуренции.
Кроме этого, ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. такие акты проверок размещены в широком доступе в сети "Интернет" быть не могут.
Учитывая изложенное, рассматриваемый законопроект не поддерживается.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.