Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 554740-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(об учете при возникновении права на получение материнского (семейного) капитала усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами усыновителей),
внесенному Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 июня 2011 г. (протокол заседания Совета Государственной Думы N 285, пункт 94) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 554740-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (об учете при возникновении права на получение материнского (семейного) капитала усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами усыновителей), внесенный Костромской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изменение, позволяющее учитывать при возникновении права на получение материнского (семейного) капитала усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами усыновителей.
В настоящее время действующий Федеральный закон не позволяет учитывать таких детей при рассмотрении вопроса о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом.
По законопроекту имеется заключение Правительства Российской Федерации. По мнению Правительства Российской Федерации принятие законопроекта в отдельных случаях при установлении права на дополнительные меры государственной поддержки может привести к двойному учету детей - при их рождении и при последующем усыновлении.
Кроме того, Правительство Российской Федерации полагает, что реализация представленного законопроекта повлечет увеличение численности граждан, подавших заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, что потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Согласно финансово-экономическому обоснованию, на реализацию проекта в рамках Костромской области потребуется 3 млн. 291 тыс. 285 рублей.
При этом статистические данные касающиеся количества семей, подпадающих под действие законопроекта, отсутствуют.
Комитетом было направлено в Правительство Российской Федерации письмо с просьбой дать поручение соответствующим федеральным органам исполнительной власти проанализировать существующие статистические данные о количестве в Российской Федерации семей, подпадающих под действие законопроекта, касающиеся возможного расчета расходов федерального бюджета в случае его принятия, и проинформировать Комитет о результатах проведенного анализа.
По итогам дополнительного рассмотрения данного вопроса Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был направлен ответ, согласно которому усыновление является приоритетной формой устройства детей, которые остались без попечения родителей. Что касается пасынков (падчериц), то они воспитываются в семье, хотя и неполной, и не могут быть отнесены к категории детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их статус в качестве детей, имеющих родительское попечение (от единственного родителя).
При этом следует учитывать, что Федеральный закон направлен, в первую очередь, на достижение определенных успехов государственной демографической политики: на увеличение числа рожденных либо усыновленных детей.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал обращения граждан, которым было отказано в праве на материнский (семейный) капитал в связи с усыновлением ими пасынка (падчерицы). Конституционный Суд Российской Федерации не нашел оснований расценивать этот факт как нарушающий права граждан, которые усыновили детей своих супругов, в связи с чем в принятии к рассмотрению указанных жалоб было отказано (определения от 17 ноября 2011 года N 1539-О-О и от 16 февраля 2012 года N 281-О-О).
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 554740-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (об учете при возникновении права на получение материнского (семейного) капитала усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами усыновителей), внесенный Костромской областной Думой.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.