Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 293486-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 8 июня 2013 года.
Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование механизма принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц с целью упрочения эффективной государственной защиты прав, законных интересов граждан и должностных лиц, реализации конституционного права граждан на судебную защиту, а также построения системы неотвратимости исполнения наказаний за административные правонарушения.
Для реализации указанной цели законопроектом предлагается внесение изменений в ряд статей Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Для уменьшения материальных затрат на исполнительное производство предлагается отказаться от направления судебным приставом-исполнителем на исполнение в органы и организации наряду с постановлением копии исполнительного документа (пункт 3), а также уточнить порядок предъявления исполнительного документа на исполнение в службу судебных приставов и извещения сторон исполнительного производства о действиях судебного пристава-исполнителя (пункты 1, 2, 5 - 6).
В целях рационализации исполнительных действий законопроектом предлагается расширить право судебного пристава-исполнителя по совершению некоторых исполнительных действий и мер принудительного исполнения (пункты 10 - 12), дополнить основания для окончания исполнительного производства (пункт 7), упростить порядок оценки имущества должника и передачу его на реализацию (пункт 13), увеличить исполнительский сбор до 10% (пункты 19).
Комитет рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроект, совершенствуя процедуру принудительного исполнения исполнительных документов, вносит в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" ряд корректив технического, редакционного характера, уточняет некоторые его положения, вызывающие двойное толкование, а также предлагает ряд мер, ужесточающих требования к должнику.
Поскольку все новеллы законопроекта направлены на обеспечение реализации права взыскателя-гражданина или юридического лица на получение присужденного ему судом имущества, то есть на осуществление финальной стадии судебной защиты, гарантированной Конституцией Российской Федерации, а также на неукоснительное исполнение назначенного судом, другим органом или должностным лицом административного наказания, Комитет полагает, что законопроект заслуживает поддержки.
Вместе с тем, для обеспечения баланса прав и интересов взыскателя и должника нуждаются в дополнительном обсуждении некоторые предложения законопроекта.
Например, предложение о перечислении денег по исполнительному документу не на счет взыскателя, а на любой другой счет, указанный взыскателем (подпункт "а" пункта 1 проекта), может создать предпосылки для возникновения гражданско-правовых споров с участием судебных приставов-исполнителей. Ограничение удостоверения полномочий представителя на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, исключительно нотариальным удостоверением (подпункт "б" пункта 1, подпункт "б" пункта 9 проекта) необходимо соотнести со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающей иные формы удостоверения полномочий представителя. Нуждается в уточнении предлагаемая норма о правомочии судебного пристава-исполнителя по замене стороны исполнительного производства правопреемником на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительным документам, выданным иными органами или должностными лицами (пункт 8 проекта). Возможно, это правомочие возложит на судебных приставов несвойственную им функцию по правовой оценке правоустанавливающих документов, подтверждающих правопреемство, а также определение объема правопреемства по исполнительному документу.
Возможно, более осторожно следует подходить к вопросу о наделении судебного пристава-исполнителя правом на исполнение без дополнительного извещения должника требований исполнительного документа об освобождении земельного участка, сносе строений и сооружений (пункты 17, 18 проекта, часть 2 проектной редакции статьи 107 Федерального закона).
Есть и другие замечания по законопроекту, однако, все они не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Соисполнитель - Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - высказал ряд замечаний по законопроекту, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, высказывая некоторые замечания по законопроекту, поддерживают его концепцию.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы возражений по концепции законопроекта не имеет.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думы принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета 3 сентября 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.