Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 200574-6 "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, закупаемого у не являющихся налогоплательщиками организаций и физических лиц),
внесенный Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) как разницу между ценой продажи с учетом НДС и ценой приобретения при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, а также продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, закупленной у организаций и физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, принятие рассматриваемого законопроекта позволит улучшить финансовое положение организаций, осуществляющих производство продукции из сельскохозяйственного сырья, приобретаемого у физических лиц и организаций, не являющихся налогоплательщиками НДС. Данные организации в настоящее время уплачивают в бюджет НДС со всей стоимости реализуемой ими продукции в связи с отсутствием у них сумм "входного" НДС. При этом, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
В настоящее время особый порядок исчисления НДС (с разницы между ценой приобретения и продажи) применяется только при совершении операций по перепродаже сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, а также автомобилей, закупленных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, т.е. у населения.
Что касается операций по перепродаже указанных товаров, приобретаемых у организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, а также по реализации продукции, произведенной с использованием сырья (в том числе сельскохозяйственной продукции), приобретенного у данных хозяйствующих субъектов, то в этих случаях определение налоговой базы по НДС осуществляется в общеустановленном порядке - как стоимость таких товаров.
Таким образом, предлагаемая законодательная мера не согласуется с общим принципом построения НДС, согласно которому налоговая база по этому налогу определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), а не от разницы между ценой реализации и ценой приобретения.
Кроме того, принятие рассматриваемого законопроекта приведет к сокращению налоговой базы по НДС и, соответственно, к потерям федерального бюджета. Однако расчет таких потерь и источники их компенсации авторами законопроекта не приводится.
Следует также учитывать, что принятие законопроекта может создать прецедент для постановки и другими хозяйствующими субъектами, приобретающими товары (работы, услуги) для их последующей перепродажи либо использования в производстве у лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, вопросов о распространении на них аналогичного особого порядка исчисления НДС, что повлечет за собой дополнительные потери федерального бюджета.
Необходимо также отметить, что, буквальное прочтение предлагаемой законопроектом нормы дает основание полагать, что она не позволит достичь той цели, которая задекларирована в пояснительной записке к законопроекту (поддержка производителей, использующих при производстве сырье, закупаемое у физических лиц и организаций, не являющихся налогоплательщиками НДС). Так, из предложенной законопроектом редакции нормы пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса следует, что особый порядок определения налоговой базы будет применяться перепродавцами продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, а не использующими такую продукцию производителями.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 200574-6 "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.