Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 257140-6 "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части ограничения размера платы за потребленные коммунальные услуги),
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 257140-6 "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях, при начислении платы за потребленные коммунальные услуги, ограничить безусловную сумму взыскания за потребленную коммунальную услугу по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами (5%) от размера платы за потребленную коммунальную услугу по показаниям индивидуального прибора учета жилого помещения или от норматива потребления, для жилых помещений не оборудованных приборами учета, что, по мнению авторов законопроекта, позволит обеспечить заинтересованность, как управляющих компаний, так и поставщиков коммунальных услуг, в выявлении причин значительной разницы между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета (нормативов потребления) и установлении виновных лиц, а также защитит добросовестных потребителей коммунальных ресурсов от необоснованных взысканий.
В то же время необходимо отметить, что предметом предлагаемой правки служат отношения по определению платы за коммунальную услугу, которые регулируются не Жилищным кодексом Российской Федерации, а Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Проблема распределения платы за коммунальные услуги, потребленные по данным общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета, уже решена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым утверждены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Так, с учетом внесенных изменений, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением некоторых случаев указанных в данных правилах.
Превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг оплачивает за счет собственных средств.
С учетом внесенных изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг также снижена величина нормативов потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды.
Таким образом, объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, предъявляемых при определении размера платы за коммунальные услуги гражданам, с 1 июня 2013 года уже ограничен законодательством Российской Федерации. Внесение предлагаемых изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации на сегодняшний день не является актуальным.
Комитет считает необходимым также отметить, что согласно первому предложению пункта 1 статьи 157 ЖК РФ (в который вносятся изменения и которое остается неизменным согласно законопроекту) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета и в случае отсутствия таких приборов - по нормативам потребления коммунальных услуг. Таким образом, при наличии показаний прибора учета о потреблении коммунальной услуги, последняя считается потребленной. Поэтому указание в законопроекте на разницу между "поставленными" коммунальными услугами и "потребленными" коммунальными услугами юридически не корректно. Все коммунальные услуги (ресурсы), поступившие в многоквартирный дом должны быть оплачены. Иное будет означать возникновение у жильцов многоквартирного жилого дома неосновательного обогащения, а у ресурсоснабжающей организации некомпенсируемых убытков. Тем самым нарушается главный принцип функционирования экономики, согласно которому произведенный и доставленный до потребителя ресурс должен быть оплачен.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Статьей 30 ЖК РФ определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Ограничение платы за общедомовое потребление будет означать нарушение данных принципов и перекладывание бремени содержания общедомового имущества с собственников этого имущества на других лиц, что противоречит приведенным положениям Жилищного Кодекса и гражданского законодательства.
Учитывая долю платежей жильцов многоквартирных домов в доходах ресурсоснабжающих организаций, такая задолженность быстро приведет к массовым банкротствам соответствующих организаций.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 257140-6 "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.