Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 255180-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности работодателей за привлечение нелегальных трудовых мигрантов) внесен депутатами Государственной Думы А.А. Журавлевым, С.А. Жигаревым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 255180-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на установление уголовной ответственности за злостное нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В связи с чем, законопроектом предлагается Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнить новой статьей 322.2, устанавливающей ответственность за неоднократное нарушение работодателем правил привлечения, а равно незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства с проектной санкцией в том числе в виде лишения свободы до одного года.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить, что за аналогичные деяния в области трудовых отношений уже установлена административная ответственность. Кроме того, признак повторности административного правонарушения закреплен в статье 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных отношениях (далее - КоАП). В соответствии с указанной статьей повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим административную ответственность.
В этой связи, криминализация указанных правонарушений путем установления уголовной ответственности должна быть подкреплена серьезными аргументами и статистическими данными, свидетельствующими о неэффективности существующих мер ответственности.
Более того, Конституционный Суд в своем определении от 10 июля 2003 года N 270-О изложил свою позицию, согласно которой уголовный закон, будучи в силу своей правовой природы является крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности, в том числе норм, устанавливающих административную ответственность, оказывается недостаточным.
Наряду с этим, Комитет также отмечает, что название проектной статьи, где речь идет о злостном нарушении правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, не соотносится с диспозицией самой нормы, устанавливающей ответственность за неоднократное нарушение работодателем правил привлечения, а равно незаконное привлечение к трудовой деятельности вышеуказанных лиц.
Что касается предлагаемых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, то Комитет отмечает, что отнесение вопросов, связанных с противодействием незаконного привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности к деятельности Федеральной службы безопасности также вызывает возражения.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 255180-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Журавлевым, С.А. Жигаревым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.