Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 18 января 2013 г. N 2-ВС-151/13
на проект федерального закона N 255180-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" в части. касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьёй 322.2 "Злостное нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства".
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Согласно проектной статье 322.2 УК РФ ответственность за нарушение правил привлечения, а равно незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (часть первая) и за нарушение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лип без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (часть вторая) наступает при наличии признака "неоднократность", предусмотренного диспозицией указанной статьи в качестве криминообразующего. Однако содержание указанного признака законопроект не раскрывает.
С учётом принципа формальной определённости закона проектная статья 322.2 УК РФ, по нашему мнению, требует доработки, поскольку отсутствие законодательно закреплённого определения неоднократности может стать причиной трудностей у правоприменителя при оценке объективной стороны рассматриваемых деяний и степени их общественной опасности.
Кроме того, наименование проектной статьи, в котором указывается на злостность деяния, и текст диспозиции статьи должны быть согласованы между собой.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) и за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (статьи 18.15, 18.16, 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В связи с этим обоснованность криминализации указанных правонарушений, совершённых неоднократно (злостно), необходимо подтвердить данными о числе повторно совершаемых правонарушений и тенденции их роста (подобных сведений в пояснительной записке к законопроекту не приведено).
Субъектом преступных деяний, предусмотренных проектной статьёй 322.2 УК РФ, названы работодатель и заказчик работ (услуг). В соответствии с трудовым и гражданским законодательством работодателем и заказчиком работ (услуг) может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо (организация). Поскольку согласно российскому уголовному праву субъектом преступления может быть только физическое лицо, то нуждается в уточнении круг лиц, подлежащих ответственности по статье 322.2 УК РФ лиц, обязанных соблюдать указанные правила привлечения к трудовой деятельности, в том числе в организации.
В пояснительной записке отмечается, что "выгода от использования труда мигрантов огромна", также указывается на недостатки в выявлении нарушений правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства - "не более 10% от общего числа правонарушений". В связи с этим представляется, что цель законодательной инициативы -снижение количества указанных правонарушений не может быть достигнута только посредством использования превентивных функций уголовного закона. По нашему мнению, прежде всего, нуждается в совершенствовании система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе. Только системный подход к совершенствованию миграционного законодательства, а также применение государством мер, обеспечивающих реализацию принципа неотвратимости ответственности. в первую очередь гражданско-правовой и административной, может способствовать решению обозначенной проблемы.
С учётом изложенного проект федерального закона в представленной редакции не поддерживается.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.