Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 151436-6 "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с определением административно-правовых мер, направленных на индивидуально-техническое противодействие управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов административных наказаний, предусмотренных статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, новым видом наказания - обязательное контролируемое вождение транспортного средства, в связи с чем предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в статьи, регулирующие общие положения Кодекса, и в главу Кодекса, устанавливающую порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. Также данным видом наказания предлагается дополнить санкции ряда статей главы 12 Кодекса, предусматривающих ответственность за правонарушения в области дорожного движения, совершенные водителями, находящимися в состоянии опьянения.
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми к водителям, нарушающим запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, установленный Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения, в качестве административного наказания должны применяться меры обязательного контролируемого вождения, заключающиеся в обязанности при управлении транспортным средством использования алкогольного блокиратора - "алкозамка".
Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из самых грубейших нарушений Правил дорожного движения. Согласно абзаца первого пункта 2.7 Правил водителю запрещено управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения.
За указанное нарушение статьей 12.8 Кодекса установлено наказание, в числе прочих, в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет и за повторное совершения данного правонарушения - на срок три года.
По смыслу законопроекта предлагаемая мера ответственности может применяться только к лицу, привлеченному к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. За указанное правонарушение Кодексом установлено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, в связи с чем непонятна возможность реализации в отношении лица, лишенного права управления транспортными средствами, наказания, заключающегося в предлагаемом законопроектом "контролируемом вождении".
Вызывает сомнение обоснованность применения предлагаемого вида наказания за такое правонарушение как передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, поскольку лицо, передающее управление транспортным средством, само может не находиться в состоянии опьянения.
Изменения, предлагаемые в статью 12.24 Кодекса также вызывают возражения, поскольку данная статья не устанавливает ответственность водителя за совершение предусмотренных ею противоправных действий в состоянии опьянения, то есть они могут быть совершены и не в состоянии опьянения.
Дополнение статьи 12.5 Кодекса новой частью об ответственности за управление транспортным средством при отсутствии технического средства контроля (алкозамка), без которого в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, эксплуатация транспортного средства запрещена, необоснованно, поскольку не имеет правового основания до внесения соответствующих изменений в указанный нормативный правовой акт и установления данного запрета.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "3" сентября 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.