Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 151436-6 "О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с определением административно-правовых мер, направленных на индивидуально-техническое противодействие управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения",
внесенному депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новый вид административного наказания - "обязательное контролируемое вождение транспортного средства". Полагаем необходимым согласовать точное название предлагаемого административного наказания (см. подпункт "а" пункта 1 и пункты 2, 3, 12 статьи 1 законопроекта).
На наш взгляд, положения части 4 проектируемой статьи 3.14 Кодекса (пункт 3 статьи 1 законопроекта) требуют внесения соответствующих изменений в статью 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в которой закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
В соответствии с законопроектом (пункт 3 статьи 1) обязательное контролируемое вождение назначается физическому лицу, совершившему административное правонарушение в состоянии опьянения при управлении транспортным средством. При этом пунктом 6 статьи 1 проекта предусматривается внесение изменений в статью 12.24 Кодекса ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего"), согласно которым одно из основных наказаний, предусмотренное в данной статье в виде административного штрафа должно будет назначаться вместе "с применением обязательного контролируемого вождения транспортным средством на срок три года". Обращаем внимание, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.24 Кодекса может быть совершено и не в состоянии опьянения. В связи с изложенным, считаем, что предлагаемые изменения санкции данной статьи нуждаются в дополнительном обсуждении.
В примечании к проектируемой статье 3.14 Кодекса (пункт 3 статьи 1 проекта) предусматривается, что "факт установки "алкозамка" фиксируется в установленном порядке в единой автоматизированной информационной системы технического осмотра". На наш взгляд, данное положение законопроекта требует корректировки положений Федерального закона от 01 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих статус и порядок ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.
Законопроектом (пункт 4 статьи 1) предлагается дополнить статью 12.5 Кодекса новой частью 1.1 и установить административную ответственность за управление транспортным средством при отсутствии технического средства контроля (алкозамка), "без которого в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена". Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность в Кодексе устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с изложенным, требуется предварительное внесение соответствующих изменений в указанный нормативный правовой акт (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").
В законопроекте встречаются положения, не имеющие отношения к предмету проектируемых статей (например, словосочетание "условия отбывания обязательных работ" используемое в части 5 проектируемой статьи 32.14 Кодекса). Кроме того, некоторые положения законопроекта неясны по своему юридическому содержанию. Так, например, неясно как срок административного наказания может исчисляться по правилам гражданского законодательства (см. часть 8 проектируемой статьи 32.14 Кодекса); согласно положению части 10 этой же проектируемой статьи Кодекса, в случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательного контролируемого вождения транспортным средством, судебный пристав-исполнитель либо соответствующее уполномоченное лицо органов внутренних дел составляет протокол о об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 Кодекса, то есть за уклонение от отбывания обязательных работ.
Законопроект подготовлен без учета положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.